Умение общаться с людьми - такой же покупаемый
за деньги товар, как сахар или кофе, И я готов
платить за это умение больше, чем за какой -
либо другой товар в этом мире.
Дж. Рокфеллер
Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления.
Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.
Рассмотрим сущность, структуру, виды, средства, способы коммуникаций в организации.
На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми. На основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации.
Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т. е. у них имеется общий социальный опыт или они говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т. е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации:
Управленческую информацию различают как:
· исходную, она кладется в основу принятия решений;
· организационную, она используется при реализации решений;
· регулирующую, она сопровождает управленческое решение и
существует в виде определенных правил, предписаний, норм,
рекомендаций;
· учетно - контрольную, она использует на завершающем этапе
управленческого цикла.
Управленческую информацию можно подразделить на:
· внутреннюю;
· внешнюю.
Внутренняя информация - это информация непосредственно о данной организации и ее внутренних переменах (цели, задачи, структура, технология, люди). Внешняя - об окружающей организацию среде.
По предназначению управленческая информация может быть:
· открытой
· для служебного пользования;
· секретной;
· совершенно секретной;
· совершенно секретной особой важности;
Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные. Выбор средств зависит от характера информации, ее вида, возможностей, которыми располагают отправитель и получатель информации. В современный период все большее применение находят технические средства передачи и получения информации - радио, телефон, факс. Огромные возможности для получения и хранения информации имеют современные компьютеры. Наметились тенденции к сокращению письменной информации, но полностью избежать этого способа передачи информации нельзя.
Управляющая информация выполняет в организации следующие задачи:
· обслуживание функции управления - от подготовки и
принятия решения до подведения результатов его выполнения;
· связывает подразделения организации и обеспечивает
контакты с внешней средой;
· обеспечивает движение к заданной цели, позволяя выбрать
определенную линию поведения.
Буквально все организации перерабатывают, используют информацию.
Важно знать об управленческой информации:
· какая исходная информация необходима для принятия решения;
· в каких информационных документах оформляется решение;
· какими средствами доводится исходная директивная информация до объекта управления, исполнителей;
· какая информация о ходе результатов выполнения решения должна даваться органу управления с различных участков управляемого объекта;
· кто обязан давать эту информацию, в какое время и при каких условиях;
· каким образом оформляется информация, какими средствами передается, по каким каналам;
· кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается для различных уровней;
· пути и средства обеспечения своевременного получения и надежности информации, контроля за ее прохождением;
проверки достоверности;
· место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией, получаемой от объекта хранения, переработки и использования, кто использует информацию;
· лица, принимающие на основе полученной информации новые решения и корригирующие старые;
· формы директивной или регулирующей информации, периодичность ее передачи, получатели и исполнители, сроки доведения до исполнителей.
Простейшая модель коммуникации выглядит следующим образом:
Сообщение Обратная связь
Структура процесса коммуникаций.
· источник (или отправитель);
· сообщение;
· канал;
· получатель;
· обратная связь.
Рассмотрим каждый из названных компонентов в этой структуре.
Источник - создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:
· организация;
· индивид;
· группа индивидов.
Сообщение - информация, которую источник передает получателю.
Большинство сообщений передается в вербальной (словесной) форме,
но сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика, графические изображения). Идея, которую хочет отправитель передавать, кодируется, т. е. преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
Канал - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Общеизвестные каналы - передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты и т. д.
Важно правильно выбрать канал. Чтобы обмен информацией был эффективным, канал должен соответствовать идее, зародившейся на первом этапе, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.
Примеры неправильного выбора руководителем каналов:
а) Руководитель хочет указать подчиненному на его плохую работу, допускаемые им ошибки и нарушения и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или высылает ему записку. Понятно, что по этим каналам передать идею о серьезности нарушений подчиненного не удастся. Здесь следует выбрать такие каналы, как официальное письмо или совещание.
б) Руководитель хочет отметить особые достижения подчиненного и направляет ему служебную записку. В этом случае эффективными каналами будут другие: разговор с подчиненным, а затем официальное письмо с выражением благодарности.
Получатель - лицо, которому предназначена информация. Ради получателя и происходит коммуникация. Получатель декодирует сообщение. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то он будет знать, что именно имел в виду отправитель.