При этом способе начальник передает подчиненным распоряжения, дает необходимые пояснения. Подчиненные передают “наверх” информацию о состоянии дела, выполнении решений, о проблемах, с которыми они столкнулись. В этом случае сообщения и обратная связь движутся строго по “вертикали” от начальника к заместителю вплоть до самого низкого исполнительского уровня.
Если на каком – либо сообщение понято неправильно, то оно в искаженном виде будет передано “вниз”, в результате чего дело будет сделано неправильно. Определить это начальник самого высокого уровня сможет только в результате обратной связи по всей цепочке.
Второй способ (рис. 2, б), хотя и мало отличается от первого,будет способствовать обнаружению и устранению ошибки быстрее, потому что цепочка подчинения здесь короче.
Третий способ представлен развитыми коммуникациями, все исполнители “видят” друг друга, но левая и правая “группировки” между собой практически не связаны (рис. 2, в).
Четвертый способ коммуникаций (рис. 2, г) таков, что сотрудники практически изолированы друг от друга. Все исходит от начальника, вся деятельность подчиненных контролируется непосредственно, сообщения передаются по назначению очень быстро. Этот способ коммуникаций отражает предельно централизованную и организационную структуру предприятия.
Пятый способ (рис. 2, д) - противоположен предыдущему и отражает демократизацию управления организацией, все на равных участвуют в выработке и получении сообщения. При таком способе коммуникации решения принимаются медленно, поскольку они должны пройти длительное согласование мнений разных людей.
Выбор подходящего для данной организации способа связи участников коммуникационного процесса учитывает следующие обстоятельства:
· время;
· надежность;
· отношение членов организации к принятой в ней коммуникационной схеме.
Это означает, что для нормальной жизни организации и решения ею своих проблем информация от руководителя к непосредственному исполнителю и обратно не должна “застревать” на промежуточных уровнях управления; вся информация должна доходить по назначению, а любая ошибка в работе обнаруживаться быстро, тогда не придется переделывать работу всей группы; люди должны быть удовлетворены существующими коммуникациями.
Коммуникации в организации делятся на формальные (официальные) и неформальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам. Среди формальных коммуникаций выделяют:
- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня на другой;
- горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:
- восходящие, когда информация передается снизу вверх
(с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.
Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации и осуществляются по неформальным каналам,которые существуют в силу личных отношений между членами организации.
С существованием неформальных коммуникаций связана проблема слухов в организации.
Слухами называется любая информация, которая получена по неофициальным каналам коммуникации.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:
· предстоящие сокращения работников;
· новые меры по наказаниям за опоздание;
· изменения в структуре организации;
· грядущие изменения и повышения;
· подробное изложений спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту.
Существует две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи:
· распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;
· поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной связи.
Эффективность коммуникационных сетей организации, как формальных, так и неформальных, определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по коммуникационным каналам.
Десять заповедей успешной коммуникации.
1. Перед коммуникаций четко определите идеи, вкладываемые в послание.
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникаций.
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
6. Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.
7. Постоянно держите в поле зрения, то как срабатывает коммуникация.
8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
10. Учитесь умению слушать другого.
Задание № 2
Руководитель должен знать и учитывать психолого - педагогические особенности трудового коллектива. Каковы эти особенности?
В чем причина конфликтной ситуации в коллективе? Пути их предупреждения и разрешения.
Коллектив длительное время лихорадит, руководители постоянно меняются. Производительность труда снижается. Как можно повысить стабильность работы коллектива? Кто может помочь в данной ситуации? Кто является неформальным лидером в коллективе?
В новом коллективе вы столкнулись с такой ситуацией; ваш подчиненный игнорирует указаний или делает все по - своему.
Каковы ваши действия?
§ Вызову на откровенный разговор, стараясь найти контакт, расположить подчиненного к благоприятному деловому общению.
Все люди различны между собой и поэтому они по – разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов другой стороны.
Причины возникновения конфликтов в зависимости от типа отношений.
Отношение партнерства |
Отношение подчиненности | |
снизу вверх |
сверху вниз | |
Действия одного сот- рудника препятствуют успешной деятельнос- ти другого |
Руководитель не обеспе- чивает возможности ус- пешной деятельности подчиненного |
Подчиненный препятст- вует успешной деятель- ятельности руководителя |
Действия одного сотруд- ника препятствуют дос- тижению личных целей другим |
Руководитель не обеспе- чивает подчиненному возможности достичь его целей |
Подчиненный препятствует достижению руководителем его личных целей |
Поведение, взгляды одних сотрудников противоречат взглядам других |
Несоответствие стиля работы руководителя ожиданиям подчиненных |
Несоответствие способов действий подчиненного ожиданиям руководителя |