· группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень.
Показатели:
· объем производства;
· прибыль;
· рентабельность;
· производительность труда;
· фондоотдача.
Критерии:
1.Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):
· трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления — численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);
· финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);
· показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
2.Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):
· уровень квалификации менеджмента;
· обоснованность принимаемых решений;
· организационная культура;
· управляемость организации;
· удовлетворенность трудом;
· морально-психологический климат;
· сплоченность трудового коллектива;
· авторитет менеджмента организации;
· другие.
Менеджер – это член организации, осущ. управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Не все м играют одинаковую роль, т.к. существуют различные виды управленческой деятельности.
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
· организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
· руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
· руководителю по отношению к подчиненным;
· администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
Менеджер-управляющий. От него в частности требуется:
· наличие общих знаний в области управления предприятием;
· компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
· владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
· принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Среди основных функций менеджера выделяют:
* Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;
* Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
* Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
* Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
* Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
* Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:
* Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.
* Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
* Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.
Лидepcтвo - этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa.
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие - обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы. Лидер должен быть оптимистом. Лидер должен быть смелым. Лидер обладает широтой взглядов. Руководитель должен быть решительным. Лидер тактичен и внимателен. Справедливость - тоже важная черта лидера. Лидер всегда честен. Лидер честолюбив. Лидер последователен и скромен. Лидер должен быть наставником. Лидер уверен в себе.
Типология власти:
1.Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей. Они, в свою очередь, это сознают и вынуждены, вследствие этого, подчиняться.
2.Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы. Основное преимущество этого вида власти — в его силе; недостаток — в том, что очень часто руководитель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.
3.Экспертная власть как власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит — их собственные.
4.Харизматическая власть, или власть примера, построена не на логике и не на разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Харизматическое влияние — это личностное, а не должностное влияние.
5.Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях
6.Власть информации. Суть этого вида власти можно проиллюстрировать известным выражением «кто владеет информацией, тот владеет и ситуацией».
Концепции лидерства:
Концепция лидерского поведения предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств.
Ситуационная концепция лидерства(Френком Фидлером).В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив. (как лидер обнаруживает свои лидерские качества в разных ситуациях).