Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения – это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.
Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.
Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.
Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов- убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.
Принципы организации вытекают из законов. Принципы - общие правила формирования организации в природе и обществе.
Бывают:
1)Статические (принципы статической организации) – это принципы формирования структур.
Структура – это совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами, а состав – это совокупность элементов, образующих систему. Структура зависит и от элементов и от связи между ними.
«Усилие менеджера в системе принесут не больше результата, чем ему позволит система.
1принцип – Целеполагание (принцип приоритета целей). Цели – что делать и для чего?
2принцип – Приоритет функции над структурой – программа действий, какие люди и когда?
3 – Координация – согласованность функциональных подразделений, четкие связи между уровнями управления.
4 – Минимум сложностей
5 – Полномасштабность – обязывает организацию иметь контроль над всеми подразделениями без исключения. Бесконтрольность способствует хищениям и коррупции. «Выполняется только то, что контролируется»,»Работа заполняет все время ей предоставленное»
6 – Предел автономности – каждое подразделение организации должно обладать автономностью, позволяющей действовать ей как самостоятельное подразделение.
7 – Взаимосогласованность вертикали и горизонтали – вертикальные и горизонтальные связи должны быть ограническими, без диктата.
8 – Субординация – соподчиненность низших уровней управления высшим.
9 – Единство распорядительства – четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства на каждом уровне, по отношению к каждому сотруднику и закрепленность за конкретным руководителем.
10 – Соответствие между формально закрепленными и реально существующими связями и полномочиями.
2)Динамические – это принципы формирования организационных процессов.
Процесс – это форма динамического существования организации.
Вход→Процесс→Выход. 7 видов процессов совпадают с жизненными циклами организации.
1принцип – Процессы образования системы имеют четко-фиксированные начальные и конечные точки. Результатами этих процессов являются: -орг.структура; -базовый уровень организованности; -исходный потенциал; - положение в окр.среде.
2принцип – Процессы роста системы. Происходит: увеличение количественных масштабов, рост потенциала и размера управления.
Не происходит: качественных изменений и увеличения организованности.
3 – Процессы развития системы- качественное совершенствование и повышение организованности. Происходит повышение потенциала и более экономичное управление. «Сэкономить – все равно, что заработать»
4 – Процессы функционирования системы. Происходят на первом уровне организованности при тех же параметрах системы и неизмененных потенциалах.
5 – Процессы спада. Идет падение количественных показателей. Старение. Целенаправленное ограничение.
6 – Процессы реагирования системы – противоположны процессам развития. Ухудшается качественные показатели, снижается уровень организованности.
7 – Процессы разрушения системы (ликвидация). Потеря качеств определенности системы. Система разрушается – банкротство, организация ликвидируется.
8 – Расхождение процессов. Образование дополнительных связей: 1)это сближение с другими процессами; 2)усиление противоречий внутри этого процесса .
Образование дополнительных связей ведет к повышению устойчивости процессов, а усиление противоречий ведет к уменьшению устойчивости, разложению и кризису.
3)Рационализаторские – это принципы совершенствования структур и организационных процессов.
1 – Направленность, которая ведет к достижению цели.
2 – Эффективность – показатели процессов на выходе должны превышать показатели процессов на входе. В организации эффективность измеряется коэффициентами: - рентабельности; - производительности труда; - прибыльности.
3 – Результативность – показывает степень достижения цели.
4 – Восприимчивость – обеспечивает управляемость процесса.
5 – Информативность – свойство процесса нести информацию.
6 – Прямоточность – к цели нужно идти наиболее коротким путем.
7 – Параллельность – отдельные части общего процесса можно осуществить одновременно.
8 – Ритмичность – процессы идут с заданным уровнем равномерности в течение определеных временных интервалов.
9 – Синхронизация – выделяется цент синхронизации, под который подстраиваются другие подразделения и процессы компании.
10. Ассиметрия процессов – заключается в том, что процессы организации идут медленнее, чем процессы дезорганизации. «Ломать – не строить»
1. Формирование организационных структур
Проектирование организационной системыпредставляетсобойпроцесссозданияпрообразабудущейорганизации. Оно должно включать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры.
Организационная структура управления – понятиемногостороннее.
Оно включает: системуцелей и их распределение между различными звеньями; состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации; коммуникации, потоки информации и документооборот, людей и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения общих задач.
Многосторонность организационного механизма требует использования научных методов и принципов формирования структур, системного подхода;