В Федеральном законе «Об акционерных обществах» предусматривается выпуск одного или нескольких типов привилегированных акций. При этом описаны два типа привилегированных акций: кумулятивные и конвертируемые.
Главное для АО – это использование механизма эмиссии ценных бумаг. При этом размещение путем подписки делится на открытую подписку (только для ОАО; публичная эмиссия, когда необходима также и регистрация проспекта эмиссии), закрытую (частное размещение). Публичное размещение предусматривает более полное раскрытие информации, при частном – процедура более упрощенная, так как инвесторы достаточно квалифицированны, чтобы определиться с рисками, связанными с покупкой акций. Путь частного размещения более реален (особенно для бумаг «второго эшелона»), так как можно найти инвестора, действительно заинтересованного в покупке акций именно этого эмитента, а не просто игроков фондового рынка.
Таким образом, преимуществами частного размещения, являются большая вероятность получения наивысшей цены за конкретную бумагу, концентрация акций у профильных инвесторов, которым будет выгодна долгосрочная устойчивость финансового положения эмитента и повышение его конкурентоспособности на рынке. Размещение, как указано выше, может происходить путем конвертации. Эмиссия конвертируемых облигаций приводит в конечном итоге к появлению у АО некоторого количества новых акционеров, однако данный вид финансирования в силу определенной специфики следует рассмотреть отдельно.
Модель определения стоимости привилегированных акций является весьма простой, поскольку доход на привилегированные акции устанавливается обычно весьма простым способом: по привилегированным акциям обычно выплачивается фиксированный дивиденд и сверх этого дивиденда, независимо от размера прибыли, ничего не выплачивается. Поэтому доходность по привилегированным акциям рассчитывается по следующей формуле:
Cp = d
P
где
d – величина ежегодного дивиденда на акцию;
Р – рыночная цена одной акции.
Также как и в случае с обыкновенными акциями, затраты на выпуск новых привилегированных акций повышает их стоимость. Эту оценку можно сделать, предполагая g = 0, так как привилегированные акции обычно не имеют роста.
Сp = d
P (1 – F)
Внутренние источники средств. К этой группе относятся те источники средств, которые были сгенерированы в результате предшествовавшей деятельности компании. Сюда включают нераспределенную прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в фонды предприятий. Нераспределенная прибыль и отчисления в фонды предприятия с финансовой точки зрения равнозначны, так как формируются в результате распределения чистой прибыли.
Нераспределенная прибыль компании. В силу неразвитости фондового рынка, непрозрачности деятельности подавляющего большинства российских предприятий, отсутствия информационных технологий для внедрения стоимостного подхода к оценке эффективности функционирования компании, чистая прибыль рассматривается, с одной стороны, как результат всей хозяйственной деятельности и с другой стороны – как важнейший источник финансовых ресурсов.
В связи с тем, что он состоит из заработанных и незаработанных в данном производственном цикле средств самой компании и является ее собственностью, этот источник служит также обеспечением внешнего финансирования. При этом его значимость снижается из-за таких недостатков, как слабость законодательного регулирования и стимулирования реинвестиций в производство; неэффективный режим налогообложения, когда используются различные методы определения выручки от реализации товаров, работ и услуг для целей бухгалтерского и налогового учета, что приводит к существенным искажениям результата в условиях высокой доли дебиторской задолженности; широкое распространение неденежных расчетов, искусственно завышающих стоимость продукции.
Амортизационные отчисления. Одним из источников формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих возмещение изношенных основных средств, являются суммы начисленной амортизации. Механизм принятия решения об использовании накопленной амортизации в целом совпадает с тем, как должны приниматься решения об использовании других источников финансирования. В международной практике амортизация обычно не рассматривается при анализе структуры капитала, в России, напротив, амортизация является одним из ключевых элементов при анализе структуры капитала.
В развитых странах различные методы начисления амортизации применяются для ускорения обновления основных средств в эксплуатации, недопущения их морального износа. В российской хозяйственной практике амортизационные отчисления носят не столько инвестиционный характер, сколько служат для корректировки налогооблагаемой базы в сторону уменьшения.
Отчисления в фонды предприятий. Такие накопленные фирмой резервы также служат источником финансирования компании и необходимы для осуществления хозяйственной деятельности и социального развития коллектива. Порядок образования фондов предприятия и использование чистой прибыли на иные цели регулируется учредительными документами.
Однако есть фонды, отчисления в которые в соответствии с законодательством являются обязательными. Так, в АО должен создаваться резервный фонд в размере, предусмотренном уставом, но не менее 15% уставного капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений не менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, зафиксированного в уставе. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, погашения облигаций общества и выкупа акций АО при отсутствии других средств, т.е. является страховым по своей природе.
Уставом общества может предусматриваться создание специального фонда акционирования работников, фонда накопления за счет амортизационных отчислений, чистой прибыли и средств от реализации основных фондов для приобретения нового основного и оборотного капитала.
В качестве резерва, накопленного фирмой, рассматривается и добавочный капитал, который образуется в результате переоценки основных средств и др. материальных ценностей и не может использоваться на цели потребления.
Целевое финансирование представляет собой направление централизованных финансовых ресурсов в рамках государственного регулирования и поддержки инвестиционной деятельности в России на выполнение федеральных (региональных) целевых программ, программ и проектов отраслевого финансирования и других государственных капиталовложений. Суммы ассигнований на эти цели должны предусматриваться в бюджетах всех уровней в определенном размере.
Вследствие хронического недостатка бюджетных средств практикуется переход от распределения бюджетных ассигнований между отраслями и регионами к селективному (на конкурсной основе) финансированию проектов. При этом принималось решение о выделении отдельной строкой специального бюджета развития в рамках федерального бюджета. Но так как статья эта незащищенная, зависимая от общих бюджетных поступлений и приоритетов государственной экономической политики, то финансирование проектов осуществлялось по остаточному принципу.