Введение
В отличие от привычного в России экономического и социального планирования, стратегическое планирование (в том числе, территориальное планирование населения) не является чисто формальной процедурой. В нашей стране долгое время планирование было самоцелью, а не средством развития, которая заключалось в следующем – больше показателей, масштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В формативном планировании важнее красиво отчитаться, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями. Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутренней и внешней среды исследуемого объекта.
Современные подходы к управлению развитием акцентируют наше внимание на недопустимости «достижения цели любой ценой». Сегодня актуально управление развитием, учитывающее естественный ход событий, осознающее масштабы и границы своего действия, ответственно относящееся к последствиям принятых решений. Это инициирующие, поддерживающие, выращивающие технологии. Управление развитием муниципального образования – это «спорт высших достижений» муниципального управления [16, c.71].
Технология стратегического планирования инициирует к участию и включению в процесс планирования всех субъектов, реально или потенциально влияющих на развитие ситуации муниципального образования, включая конкурентов и противников. Дискуссии о концептуальных основах будущего переносятся внутрь процесса и процедуры планирования. Этим задается возможность расчета будущего в ситуациях, где его принципиально ранее не было (например, дефицита и борьбы за ресурсы, конфликта), появляется возможность добиться определенности будущего – просчет вариантов будущего. Участники, включенные в процесс и публичную процедуру стратегического планирования, доходят до общего плана будущего, движения к будущему, хотя бы уровня заявления о намерениях и т.д.
Одним из следствий недостаточности профессионального управленческого инструментария современного муниципального управления является практика работы органов муниципального управления в условиях отсутствия стратегических ориентиров деятельности: от задачи к задаче, от ситуации к ситуации, от выборов до выборов. Кроме прочего, такое положение дел ведет к тому, что реальными управляющими на местах часто оказываются те, кто имеет свои собственные целевые установки по отношению к местному развитию, в том числе теневые структуры. В этом случае система муниципального управления начинает работать не в интересах муниципального образования в целом, а в частных интересах соответствующих групп людей. Преодоление этой ситуации – одна из задач стратегического планирования. Таким образом, тема работы является актуальной.
Объектом исследования выступает городской округ «Город Йошкар-Ола».
Предметом исследования являются различные аспекты территориальной организации населения городского округа «Город Йошкар-Ола».
Целью исследования являются стратегии развития территориальной организации населения муниципальных образований в современных условиях на примере городского округа «Город Йошкар-Ола».
Для достижения цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать современную территориальную организацию населения городского округа «Город Йошкар-Ола»;
- разработать стратегии развития территориальной организации населения городского округа «Город Йошкар-Ола».
Йошкар-Ола - многофункциональный город с преобладанием промышленности. Город Йошкар-Ола выступает генератором инвестиционной активности на региональном уровне. Йошкар-Ола является важнейшей транспортной магистралью Республики Марий Эл. Транспортная система города представлена следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, троллейбусным, таксомоторным. В непосредственной близости проходят важные транспортные магистрали федерального значения: железная дорога Москва-Казань-Екатеринбург, автодорога Москва-Чебоксары-Казань-Екатеринбург. С ними Йошкар-Ола связана железной и автомобильными дорогами. В столице республики действует аэропорт «Йошкар-Ола», способный принимать воздушные суда типа АН-24, Як-40, ТУ-134. В настоящее время регулярно осуществляется перевозка пассажиров по направлениям Йошкар-Ола — Москва.
Протяженность автобусных маршрутов по городу — 151,1 км, протяженность троллейбусных маршрутов по городу - 225 км. Протяженность муниципальных автомобильных дорог составляет 217,5 км. В городе насчитывается более 300 улиц, переулков, проспектов, бульваров.
В 2008 году число крупных и средних организаций, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Йошкар-Ола» составляло 96, из них электрогенерирующих организаций - 2, а теплоснабжающих - 12. На рынке электрической энергии на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляют свою деятельность хозяйствующие субъекты:
- в качестве производителя - Обособленное Структурное Подразделение «Йошкар-Олинская ТЭЦ-2» ОАО «ТГК - 5», МУП «Йошкар- Олинская ТЭЦ - 1»;
- в качестве сбытовой компании - ОАО «Мариэнергосбыт»;
- в качестве сетевой компании - ОАО «Энергия». ОАО «Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Центра и Приволжья» филиал «Мариэнерго», МУП «Йошкар - Олинская ТЭЦ - 1».
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Йошкар-Олы» - крупнейшее предприятие города, обеспечивающее население, промышленные предприятия столицы питьевой водой и оказывающее услуги по водоотведению и очистке сточных вод. Сегодня МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы готов обеспечить контроль качества питьевой воды не только в соответствии с российскими нормативными документами, но и с международными требованиями. По результатам мониторинга питьевых вод (1997-2007гг.) отклонения от требований СанПиН «Питьевая вода» по химическим и микробиологическим показателям понизились с 6,6% до 1,5% от обработанных проб. Аналогичный показатель по России составляет 15-18%. Муниципальное предприятие «Водоканал» благодаря достигнутым успехам неоднократно становилось победителем республиканских и всероссийских конкурсов на звание «Лучшая организация, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства».
ООО «Марийскгаз» является единственной организацией, транспортирующей газ в город Йошкар-Олу и обслуживающей газораспределительные сети. В настоящее время 4491,6 тыс.кв.м. (удельный вес 80,7%) общей площади жилья оборудовано газом. Общая протяженность газовых сетей в городе Йошкар-Оле - 516.87 км, ветхих газовых сетей нет.
В городе Йошкар-Оле работает 5 крупных управляющих компаний: ОАО «ЖЭУК «Южная», ОАО «ЖЭУК «Заводская», ОАО «ЖЭУК «Заречная», ОАО «ЖЭУК «Дубки», ОАО «ЖЭУК Центральная» и 109 товариществ собственников жилья. На техническом обслуживании у них - 1658 многоквартирных домов или 4267,3 тыс.кв.м. общей площади многоквартирных домов.
ОАО «ЖЭУК «Южная» по результатам работы за 2007 год стала лауреатом международного форума «Евразия» в номинации «Лидер экономического роста России за 2007 год» и заняло I место на республиканском и всероссийском конкурсах на звание «Лучшее предприятие, организация сферы ЖКХ за 2007 год».