Главный акцент в стратегии, например на стадии роста, должен быть сделан на существующий и потенциальный размер рынка одновременно с поиском возможного расширения круга покупателей. Конкурентная позиция может быть оценена путем анализа возможностей дистрибьютерской сети, цен, качества, способности мгновенно реагировать на расширение рыночного потенциала, наличия или отсутствия торгового знака. Возможный стремительный рост всегда должен быть подкреплен достаточным количеством ресурсов и наличности.
В жизненном цикле товара или услуги стадия зрелости характеризуется постоянным объемом производства, поэтому при составлении стратегии основной аспект внимания смещается от расширения доли рынка к усовершенствованию конкурентной позиции, маркетинговым исследованиям, работе по снижению издержек и установлению особых взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Распределение ресурсов должно подвергаться строгому контролю, возможно наличие внешнего финансирования, а также перераспределение ресурсов в соответствии с открывающимися новыми возможностями. Авиакомпании являются ярким примером фирм, у которых стадия зрелости сильно растянута во времени./11, с. 235/
Задача достижения поставленных в ходе муниципального стратегического планирования целей требует особых подходов. Предлагаем использовать для этого следующую методику стратегического управления:
I. Первым шагом является анализ исходного состояния — мониторинг социально-экономического положения МО.
Как указывается в разработках РНЦГМ , мониторинг социально-экономического положения представляет собой систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза социально-экономической ситуации на территории МО, подготовки проектов управленческих решений, направленных на поддержание позитивных тенденций и ослабление негативных.
Задачами социально-экономического мониторинга являются:
1. Организация получения объективной и достоверной информации о социально-экономическом положении МО.
2. Оценка и системный анализ информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер социально-экономических изменений.
3. Обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан полученной информацией.
4. Разработка прогнозов социально-экономического развития и рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций. Доведение данных сведений до ОМСУ.
При проведении социально-экономического мониторинга следует руководствоваться следующими принципами
1) целенаправленность или релевантность информации (система мониторинга должна быть направлена на решение конкретных управленческих задач);
2) системность — ориентирует на рассмотрение МО как подсистемы более крупной общественной системы и исследование связей с другими МО;
3) комплексность — подразумевает мониторинг отдельных сфер и направлений социально-экономического развития МО вместе с их взаимосвязями, мониторинг должен быть направлен на последовательное решение всей совокупности задач, заканчивая рекомендациями;
4) непрерывность анализа (мониторинг);
5) периодичность снятия информации;
6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени;
7) развитие мониторинга на основе совершенствования методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов.
В процессе социально-экономического мониторинга дается количественная оценка (для структурного анализа — в статике, а для выявления тенденций, прогнозирования — в динамике, путем подсчета индексов):
Ø экономического потенциала МО (ВВП региона, производственная специализация и пр.),
Ø состояния рынка труда (уровень безработицы и ее характеристика, нагрузка на трудоспособное население и т.д.),
Ø инвестиционного климата (состояние банковской и парабанковской инфраструктуры, наличие крупных кредитных линий, в т.ч. международных и бюджетных, структура инвестиций, бюджетная самостоятельность МО),
Ø состояния инфраструктуры (транспорт, проблемы ЖКХ и пр.),
Ø уровня жизни (динамика численности, отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент , индекс концентрации доходов, индекс потребительских цен (ИПЦ) для исследуемого МО).
В процессе проведения мониторинга факторы не должны просто описываться, необходимо их проанализировать с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие МО
В целях анализа привлекательности МО для инвестиций на этом этапе также оценивается конкурентный статус МО, представляющий собой функцию от двух переменных:
1. Конкурентоспособности МО (наличие доступных земельных ресурсов, состояние инфраструктуры, уровень жизни и пр.).
2. Конкурентного потенциала МО (величина входного барьера на территорию МО, выражающегося в уровне арендной платы, налогообложении, льготах и т.д.).
II. Следующий этап — ресурсный анализ. Собирается информация об имеющихся ресурсах и их движении (собственники, балансодержатели и др.), ресурсопотоках между МО (если таковые имеются); строятся организационные модели управления городским хозяйством. Особенно важно на этом этапе выделить направление и узлы пересечения финансовых и информационных потоков, для последующего управления с помощью воздействий на уже имеющиеся и/или новые, сформированные узлы.
На этом этапе также проводится обзор (без глубокого анализа) нормативно-правой базы (НПБ), касающейся выделенных проблем, на уровне выявления правовых актов, регулирующих каждую проблему (федеральные, местные законы и постановления, распоряжения, в т.ч. касающиеся непосредственно МО), также может привлекаться финансовый анализ отчетности, ФСА для выявления дисбалансов между значимостью и затратами по каждой функции городского хозяйства. Анализ статистики и литературы /1,7, 30-37/ позволили сделать вывод, что ЖКХ является основной расходной статьей местных бюджетов и источником колоссальных резервов для экономии, поэтому необходимо уделить особое внимание анализу организации, движения финансовых потоков в этой части городского хозяйства. В конце этапа анализа должно быть построено дерево качественных целей управления МО с учетом микро- и макрофакторов и проведенного анализа статистической информации. Для вычленения проблем и оценки важности каждой из них может использоваться коллективная экспертиза или метод расстановки приоритетов.
В результате осуществления этапов I—II объект управления предстает в виде модифицированной карты «организация — внешняя среда», где в характеристики внутренней среды включаются располагаемые ресурсы, организация их движения, узловые точки потоков, структура управления ресурсами, а внешняя микросреда — социально-экономическое состояние МО. Системный подход позволяет адекватно реагировать на изменения внешней среды через учет результатов постоянного мониторинга при постановке и реализации стратегических и тактических задач.
III. Определение проблем и постановка целей, т.е. желаемого состояния, с учетом условий и ограничений, выявленных на этапах социально-экономического и ресурсного анализов.