В целом, данные мониторинга позволяют «измерять» социально-экономические процессы в городе с помощью измеряемых, количественных показателей и получать оперативную информацию о «скорости» и направлениях развития города.
Один из важнейших моментов при организации мониторинга – отбор индикаторов. Основой мониторинга выполнения плана стратегического развития может стать система индикаторов социально-экономического развития города. Опыт использования системы индикаторов в качестве основы для проведения мониторинга муниципальных программ администрациями городов показывает, что отслеживание индикаторов становится хорошим стимулом для организации муниципальной статистики и создания муниципальных информационных систем. Это позволяет организовать электронный документооборот между подразделениями администрации.
Применение системы индикаторов социально-экономического развития в качестве основы для мониторинга реализации стратегического плана означает регулярный (раз в полгода) сбор первичной статистической информации о развитии города и расчет на ее базе индикаторов социально-экономического развития Дзержинского. Таким образом формируется электронная база данных на базе отдела экономики администрации города. Показатели индикаторов позволят анализировать социально-экономические тенденции в развитии города и оценить степень воздействия стратегического плана на текущее развитие города. На основании такого анализа будут приниматься управленческие решения по корректировке в случае необходимости графика реализации мероприятии Стратегического плана. В соответствии с результатами анализа социально-экономического развития города могут готовиться соответствующие периодические аналитические отчеты о текущей ситуации в городе.
Еще один важный инструмент управления реализацией стратегического плана – оценка. Оценка – это экспертиза программ и проектов, направленная на анализ их качества, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с определенными критериями. В задачи оценки программы входит не только суждение о программе, но и определение критериев суждения, по которым, оцениваются достоинства, ценность, качество, эффективность, значение программы и ее применимость на практике.
В результате проведения оценки решается целый ряд задач. Их набор может быть различен. Вот некоторые из них:
· корректировка содержания плана-графика реализации стратегии или целевых программ – уточнение целей и задач, переориентирование их на достижение реалистичных результатов и т.д.;
· активизация работы по выполнению плана – экспертиза эффективности организации выполнения плана, вовлечение в работу новых исполнителей, повышение эффективности сбора данных, экспертиза дополнительных потребностей и т.д.;
· анализ причин успехов и неудач выполнения плана;
· учет ошибок и недостатков плана при разработке других стратегических документов;
· обеспечение текущего и привлечение дополнительного финансирования;
· информирование лиц и организаций, принимающих решения;
· анализ разногласий, возникающих среди исполнителей по ходу реализации стратегии.
Оценка сама по себе является проектом. Она, как и любая аналитическая процедура, подчиняется определенной логике, с опорой на специальные технологии, методы сбора и анализа данных.
Проводить оценку целесообразно силами местных экспертов – специалистами городской администрации, управляющими реализацией плана, и другими специалистами органов местного самоуправления, городских предприятий и организаций. С этой целью будет создана специальная рабочая группа по оценке выполнения плана.
Заключение
Стратегическое планирование – это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
Стратегическое планирование — это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента.
В основе стратегического планирования лежит:
Ø решение текущих стратегических проблем организации.
Ø построение цикла стратегического планирования.
Ø формирование стратегического мышления топ-менеджмента.
Ø обучение и внедрение современных методов стратегического анализа и планирования.
В результате решения поставленных в работе задач были получены следующие выводы:
Стратегическое планирование является эффективным инструментом и основой менеджмента в осуществлении социально - хозяйственной деятельности.
Современная наука управления предлагает достаточно большое количество различных типов стратегий и методов их построения.
Методы стратегического развития применяются на всех этапах от постановки цели, выбора стратегии ее достижения, в процессе реализации и до завершения проекта.
Стратегическое планирование включает в себя постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.
Процесс стратегического планирования включает основные виды управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение.
Стратегическое планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческой деятельности, с успехом использоваться в сфере управления, в том числе в государственном секторе.
При анализе социально - экономической ситуации муниципального образования г. Дзержинского было выявлено большое количество проблем, для решения которых при составлении плана перспективного развития МО на период до 2020 года были применены методы и принципы стратегического планирования.
Использование стратегического планирования позволит наиболее эффективно и в реальные сроки решить проблемы социально - экономического сектора района.
Приложение 1
Перечень приоритетных проектов и мероприятий подлежащих включению в среднесрочные и долгосрочные программы реализации основных направлений стратегического плана.
Научно-техническое и промышленное развитие, развитие города как наукограда
Приоритетные мероприятия и проекты |
Приблизительные сроки реализации программ и мероприятий в срок до 2020 г. |
Программа развития города Дзержинского как территории научно-технического развития Московской области § Получение статуса территории научно-технического развития Программа развития города Дзержинского как наукаграда Увеличение количества предприятий в научной сфере, увеличение выпуска наукоемкой продукции по направлениям: § Технологии, материалы и техника для разметки дорог § Технологии переработки полимерных отходов § Пожаротушение § Непрерывная промышленная технология очистки питьевой воды § Современное производство сердечно-сосудистых препаратов § Теплоизоляция на основе пенополиуретана § Стекло и базальтопластик § Технологии высокотемпературной керамической сварки § Интернет технологии § Фонда интеллектуальной собственности Привлечение в город наукоемких предприятий Привлечение инвестиций, в т.ч. из Государственного бюджета Программа промышленного развития города § Создание предприятий по переработке золоотвала § Техническое перевооружение основных фондов предприятий. § Восстановление основных фондов инженерной инфраструктуры города и жилищного фонда. Программа подготовки кадров для научно-промышленных предприятий города § Обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий и организаций города § Развитие профессионального образования в городе § Трудовое обучение в школах. § Научно-исследовательская деятельность школьников. § Клуб юных техников |
2005 2004 -2010 2005-2012 2004-2010 |
Развитие малого предпринимательства § Создание инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса (фонда поддержки малого предпринимательства, бизнес-центра, лизинговой компании) § Поиск инвесторов § Строительство технопарка § Создание и строительство научно-технологического парка Угреша-Оризона § Создание и обновление инвестиционного паспорта города § Подготовка планов проведения выставок и конференций § Участие в областных инвестиционных и рекламных программах § Реализация среднесрочных программ § Создание единой справочной службы § Развитие сети предприятий бытового обслуживания § Развитие производств потребительских товаров § Привлечение ресурсов и потенциала малого бизнеса в реализации следующих городских проектов: парк семейного отдыха, строительство пристани и набережной Москва-реки, реставрация монастыря, строительство городских дорог и развязок |
2004-2015 2004-2006 2006-2010 2004-2008 2004 постоянно постоянно постоянно 2006 2004-постоянно 2004- постоянно 2004-постоянно |