Основным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации.
Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления.
Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах. Общение может быть:
Официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда;
Дружеским и враждебным;
Доступным для понимания и сложным для восприятия;
Четко организованным и беспорядочным;
Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации[4].
Эффект боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Типы невербальной коммуникации:
Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);
Личные физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.);
Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.);
Физическая среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);
Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) [5]
В торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия.
Этапы принятия управленческого решения представлены в табл.1.
Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения.
№ п/п |
Наименование этапа |
Описание этапа |
1 |
Выявление проблемы |
К концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов |
2 |
Анализ проблемы и постановка диагноза |
Проводится выявление причин появления проблемы - варианты: в супермаркете используются неэффективные методы продажи, и товар залеживается; объемы поставок несоразмерны объемам продаж. Диагноз: необходимо предпринять меры к снижению товарных запасов. |
3 |
Поиск вариантов разрешения проблемы |
Варианты разрешения проблемы: проанализировать и по возможности улучшить методы продаж (использование мерчендайзинга, методов “promotion”, рекламу и др.) на некоторое время уменьшить размеры закупок у поставщиков, чтобы снизить объемы запасов, затем понаблюдать за развитием ситуации: если тенденция сохранится, снизить объемы закупок на постоянной основе. |
4 |
Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения |
Целесообразно использовать оба варианта одновременно. |
5 |
Согласование проекта решения |
При наличии вышестоящих звеньев управления проводится согласование проекта решения. |
6 |
Утверждение решения |
Одобрение решения. |
7 |
Подготовка решения к реализации |
проведение переговоров с поставщиками на предмет снижения объемов закупок; распоряжение младшему торговому персоналу проанализировать расположение товаров на полках, при необходимости - улучшение. |
8 |
Организация выполнения решения |
[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 31.
[2] Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 47.
[3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 251.
[4] Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131.
[5] Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 131.