2. Коэффициент звенности:
КЗВ = ПЗВФ/ПЗВО, (2.2)
где ПЗВФ – количество звеньев существующей организационной структуры; ПЗВО – оптимальное количество звеньев организационной структуры.
КЗВ = 6/8 = 0,75
3. Коэффициент территориальной концентрации:
КТК = ППРФ/П, (2.3)
где ППРФ – количество организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации; П - площадь региона, на которой функционирует все организации данного типа.
Площадь Ханты-Мансийского автономного округа составляет 523,1 тысячи квадратных километров, количество действующих предприятий в данной отрасли составляет 756.
КТК = 756/523,1тыс.км2 = 1,46 [2].
Выводы.
1. Организационная структура управления ООО «Лесопромышленная компания» являлась линейной недостатки данной организационной структуры заключаются:
· в большой загруженности высшего руководства, т.е. генерального директора;
· в малой гибкости при изменении ситуации;
· в задержке решений, вопросов, касающихся нескольких подразделений.
2. О необходимости совершенствования организационной структуры ООО «Лесопромышленная компания» свидетельствует снижение коэффициента эффективности организационной структуры управления в течении трех лет.
За 2004 год коэффициент эффективности равен 0,48
За 2005 год коэффициент эффективности равен 0,4
За 2006 год коэффициент эффективности равен 0,31
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ
КОМПАНИЯ»
В XXI в. перспективные проблемы развития организации имеют особое значение для России. Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функции, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности.
Главная черта переходного периода – создание принципиально новых институциональных условий рыночных отношений и на этой основе – новых моделей поведения предприятий [15].
Структура и методы управления, разработанные в западных фирмах в стабильных условиях работы, не могут переноситься на российские предприятия механически, без учета конкретных внутренних и внешних условий переходного периода. Нужно время для накопления собственного опыта. Это касается и децентрализации внутрифирменных структур, и становления контрактной системы, функций маркетинга, использования ценных бумаг, финансовой и банковской деятельности. То же самое можно сказать и о других важнейших аспектах управления – об участии акционеров в управлении компаниями, формах и методах работы советов директоров и правлений, договорных отношениях, формировании жизненно необходимой рыночной инфраструктуры. Не менее важным фактором эффективного управления является отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу. Совместить интересы акционеров с интересами экономики и общества в целом – вот коренная проблема управления в переходный период [27].
Процесс модификации организационных структур управления развивается по ряду конкретных направлений. В качестве основных можно выделить следующие:
1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыль и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно сбытовой деятельности. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.
2. Нововведенческая экспансия, новый поиск рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на ранках новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования». Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.
3. Дебюрократизания, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.
В переходный период объективно требуются не только принципиально новые для российских условий формы организации, не только в корне отличные методы управления, но и переходные режимы деятельности, поэтапная трансформация одних структур в другие. Для того чтобы всесторонне учесть как внутренние особенности хозяйствующих структур, так и динамично меняющиеся внешние обстоятельства, а также складывающиеся прогрессивные тенденции, необходимо использовать системный подход к формированию и реорганизации предприятий.
В рыночных условиях, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке [19].
В процессе формирования организационной структуры управления ООО «Лесопромышленная компания» определен ее тип. Исходя из существующей линейной организационной структуры управления ООО «ЛПК». Наиболее приемлемым выбором для предприятия будет линейно-функциональный тип структуры управления.
Недостатки линейной структуры :
· высокое требование к знаниям и опыту руководителя во всех сферах деятельности подчиненных и функциях управления;
· перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, много контактов с подчиненными и с высшим руководством;
· задержка решений вопросов, касающихся нескольких подразделений отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений;
· много управляющих между производственными рабочими и лицом, принимающим решения [12].
Недостатки функциональной структуры:
· трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
· длительная процедура принятия решений;
· снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
· дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место;
· отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами [24].
Преимущество линейно-функциональной структуры:
· более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;