Анализируя матрицу БКГ можно сделать следующие выводы. Положение внутри матрицы подсказывает возможную стратегию: для «звезд» (товар 2) – сохранение лидерства и сохранение конкурентных позиций, при замедлении темпов роста рынка товар 2 перейдет в группу товаров «коровы», при этом относительная доля рынка останется высокой; для «собак» можно предложить следующую стратегию – для товаров 4 и 5 можно отыскать возможности для дифференциации и завоевать с их помощью сильную позицию в какой-нибудь рыночной нише, продукт можно использовать как объект агрессивной ценовой политики против очень крупного конкурента, поскольку для него реакция на изменения будет стоить очень больших денег, а вот для товара 9 необходим уход с рынка; для группы «кошки» следующая стратегия – для всей группы обязательным является увеличение относительной доли рынка, для этого необходимо инвестирование и селективное развитие, эти товары уже имеют точку опоры на растущем рынке, но если их рыночную долю нельзя увеличить, они превратятся в «собак», для завоевания их доли на рынке необходимо затратить определенные ресурсы, что требует смелости от руководства, потому что товары не имеют больших продаж, в конечном итоге продукты можно продать фирме, у которой имеется лучшая позиция для их размещения на рынке; для «коровы» (товар 3) – получение максимальной прибыли. Товар, обладающий высокой долей на рынке с низким ростом, является прибыльным и служит источником наличных денег. Прибыль от реализации этого товара может быть использована для поддержки других товаров, находящихся в фазе развития. Стратегия должна состоять в том, чтобы управлять достаточно консервативно и умеренно, но при этом хорошо защищаться от действий конкурентов. Положение в матрице позволяет оценить денежные потребности и потенциал рентабельности. Прибыль в принципе является функцией конкурентной позиции; денежные потребности обычно определяются фазой жизненного цикла, т.е. степенью зрелости базового рынка
Таблица. Типы организационной культуры (конкурентные)
Характеристики |
Уровни турбулентности среды | |||
Стабильный(1) |
Реагирующий(2) |
Ожидающий(3) |
Инициативный(4) | |
(1) Ценности руководства |
+ | |||
(2) фокус поведения |
+ | |||
(3) сигнал, вызывающий реакцию организации на изменение |
+ | |||
(4) реакция на изменение |
+ | |||
(5) источник альтернатив |
+ | |||
(6) отношение к риску |
+ | |||
(7) цели ответа на воздействие |
+ |
Общая сумма полученных баллов 78 балла. 78/7=11
Таблица. Типы способностей (предпринимательские)
Характеристики |
Уровни турбулентности среды | |||
Стабильный(1) |
Реагирующий(2) |
Ожидающий(3) |
Инициативный(4) | |
(1) Разрешение проблем |
+ | |||
(2) фокус власти |
+ | |||
(3) система менеджмента |
+ | |||
(4) система управленческой информации |
+ | |||
(5) наблюдение за средой |
+ | |||
(6) технология управления |
+ |
Общая сумма полученных баллов 61 балл. 63/6=10,5
Таблица. Типы конкурентного окружения
Характеристики |
Уровни турбулентности среды | |||
Стабильный(1) |
Реагирующий(2) |
Ожидающий(3) |
Инициативный(4) | |
(1) Структура рынка |
+ | |||
(2) давление покупателей |
+ | |||
(3) темпы роста |
+ | |||
(4) стадия жизненного цикла отрасли |
+ | |||
(5) рентабельность |
+ | |||
(6) дифференциация товара |
+ | |||
(7) жизненный цикл товаров |
+ | |||
(8) частота появления новых товаров |
+ | |||
(9) эффект масштаба |
+ | |||
(10) капиталоинтенсивность |
+ | |||
(11) критические факторы успеха |
+ |