а) общесистемные процедуры, которые описывают деятельность, необходимую для внедрения системы менеджмента качества;
b) процедуры, описывающие последовательность и внутреннее содержание процессов, необходимых для обеспечения уверенности в соответствии продукции и/или услуги установленным требованиям;
c) инструкции, описывающие операционную деятельность и управление процессами[4].
Ориентация на потребителей призвана обеспечить осознание всеми работниками компании того, что качество - это проблема первой категории важности и только ее успешное решение может удовлетворить ожидания потребителей производимой продукции (услуг). Работники должны осознать и то, что при проведении сертификации системы менеджмента качества будет проверяться как ее соответствие установленным требованиям, так и результативность, оцениваемая в основном по степени удовлетворенности потребителей. Причем оценка и повышение результативности этой системы, сказал докладчик, должны войти в число главных целей организации.
Фразу: "Потребитель всегда прав" - можно повторять с широкой улыбкой на лице, и в тоже время плеваться в темном углу после очередных разборок с потребителем. Но, "полюбить" клиента всей душой, и по настоящему, искренне думать о его проблемах и потребностях - это еще половина дела. Необходимо осознать, что требования и "прихоти" потребителя (и не только их сегодняшнее состояние, но и тенденции развития этих понятий в будущем) являются главным вектором, указывающим ВАШЕ направление развития. Это направление необходимо сформулировать в виде организационных и технических решений, внедрять с энтузиазмом, опережая конкурентов на нелегком пути удовлетворения растущих потребностей клиентов[5].
[1] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. – М.: Экономика, 2003. С. 177.
[2] Николаева М.А. Основы сертификации. – М.: ОПКРТ, 2001. С. 106.
[3] Гурин О.И., Д.А. Подберезин. О сертификации средств измерений электросвязи. “Технология и средства связи” № 4, 1998. С. 88.
[4] Гурин О.И. “Сертификация средств измерений электросвязи. “Метрология и измерительная техника в связи” № 3, 1998. С. 102-103.
[5] Прыгалова С.С. Основы сертификации. – М.: ОЦПКРТ,2004. С. 91.