Основной письменной формойраспорядительного влияния являются приказы. Приказ – это письменное решение определенной задачи с перечнем конкретных путей, сроков, порядка, ответственных лиц и форм контроля.
Выполнение приказа обязательно, поскольку он выражает волю линейного руководителя, который имеет право единоличного принятия решений. Сам приказ обязательно должен отвечать нормам административного права, иначе он юридически может быть неправомерным.
Разновидностью распорядительного влияния являются распоряжения, которые детализируют конкретные пути и способы решения отдельных задач в масштабах отдельно взятых служб и подразделений. Распоряжение может быть дано линейным или функциональным руководителем в пределах его полномочий.
Специфической формой распорядительного влияния является директива, которая представляет собой решение о целях перспективного развития отдельных структурных подразделов, предприятий, организаций, хозяйственных систем и областей. Директивы определяют общую цель хозяйствования, рассчитанную на продолжительный период и которая нуждается в качественном изменении способов и методов работы. Реализация директив связана с изданием приказов, распоряжений, постановлений и указаний для решения промежуточных задач.
В управлении также широко применяется резолюция, которая представляет собой конкретное указание исполнителю относительно осуществления тех или других действий, предусмотренных соответствующим документом.
Один из важнейших практических вопросов управления – эффективность использования распорядительных методов. Определить ее можно, сопоставляя то, что было предусмотрено приказами, постановлениями, распоряжениями и другими формами распорядительного влияния, с тем, что было фактически достигнуто при их реализации. Эффективность письменных распоряжений (приказов) определяется:
· их количеством,
· степенью их обоснованности,
· проявлением творчества и инициативы со стороны исполнителей,
· уровнем исполнительной дисциплины.
Под исполнительной дисциплиной понимают качественное выполнение приказов, распоряжений, указаний руководителя, которое обеспечивается квалификацией, опытом, творчеством и инициативой исполнителей.
Для высокой исполнительной дисциплины нужны:
· четко установленные сроки выполнения задач и мероприятий, и проверка их соблюдения;
· персональная ответственность исполнителей за выполнение задач и мероприятий;
· установление поощрений исполнителям за своевременное или досрочное выполнения задач и мероприятий.
Рассмотренные выше особенности распорядительной деятельности менеджера касаются и письменной формы распоряжений. Вместе с тем, широко используются устные распоряжения как своеобразное средство коммуникации в системе управления.
Организационно-распорядительные методы управления классифицируются также по источникам влияния:
· регламентирующие и нормативные;
· распорядительные.
На высших уровнях системы управления преобладают регламентирующие и нормативныеспособы организационного влияния, на низовой ступени управления − распорядительныеметоды, призванные регулировать и поддерживать повседневную производственно-хозяйственную деятельность.
Применение организационно-распорядительных методов управления, которые не отвечают положению уровня управления в иерархии управленческой структуры, приводит к срывам, нарушениям ритма производственно-хозяйственных процессов.
Организационно-распорядительные методы классифицируют также по направленности:
· на субъект управления,
· на объект управления.
Специфика той или иной подсистемы определяет и специфику организационного влияния на каждую из них. В организации интеллектуальной работы основную роль играют регламентирующие акты. Трудовая деятельность людей, которые являются объектом управления, нуждается в применении распорядительных актов в форме экономического, социального и других видов влияния.
Рассмотренные выше экономические и организационно-распорядительные методы управления направлены в основном на производственно-хозяйственную деятельность организаций и предприятий. Однако организация выступает в обществе не только как производственно-экономическое звено, а и как социальный фактор. В связи с этим менеджер должен владеть социальными методами управления.
Социальные методы управления основаны на использовании социального механизма, который действует в коллективе (неформальные группы, роль личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные нужды и др.).
Под социальными методами управления понимают систему средств и рычагов влияния на социально-психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность коллектива и его отдельных работников.
Методы социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений в коллективе путем удовлетворения социальных потребностей работников, развития личности и социальной защиты.
К методам социального управления относят:
· социальное прогнозирование,
· социальное нормирование,
· социальное регулирование,
· социальное планирование.
Социальное прогнозирование используется при создании информационной базы для разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в трудовом коллективе. Параметры социального прогноза включают:
· возрастные изменения в коллективе;
· изменения общеобразовательного и квалификационного уровня работников;
· изменения в материальном обеспечении и в бытовых условиях работников;
· динамика-соотношение физического и умственного труда и др.
Социальное нормирование, как метод управления, состоит в создании социальных норм, которые устанавливают порядок поведения отдельных лиц и групп в коллективе. Под нормой обычно понимают определенный признанный обязательный порядок, правило. Соответственно этому социальные нормы регулируют разные стороны хозяйственной и социальной жизни и подчиняют их единым целям и задачам, которые определены характером и назначением организации.
Различают социальные нормы:
· нормы права – юридические нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством;
· нормы морали – нормы, которые формируются в сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности;
· авторитет общественной мысли – общественные нормы, которые устанавливаются общественными организациями и обществом.
Классификация социальных норм может быть осуществлена и по другим признакам; в зависимости от типа и вида взаимоотношений, которые регулируются; степени обязательности норм; способа их образования и механизма действия и т.д.
Таким образом, управленческие отношения регулируются совокупностью социальных норм и процедур их реализации, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие систем.
Социальное регулирование — это мероприятия по поддержанию социальной справедливости в коллективе и совершенствование социальных отношений между работниками.