Проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, наращивания экспортной политики в настоящее время представляются особенно важными и актуальными. Для их решения необходимо учитывать и опыт промышленно развитых стран по моральному стимулированию лучших экспортеров. Поэтому правительственные органы должны уделить данному вопросу пристальное внимание и разработать систему поощрений российских предпринимателей, занимающихся развитием экспорта.
Манипуляционные знаки для маркировки грузов. Во время следования от производителя к потребителю товары очень часто перегружаются с одного вида транспорта на другой, сортируются и хранятся на огромных грузовых площадках и складах морских, речных и воздушных портов и железнодорожных станциях. Только правильная маркировка, т.е. нанесение на тару (упаковку) необходимой информации, позволит своевременно и правильно доставить груз потребителю, обеспечить надлежащее хранение, транспортировку и организацию погрузочно-разгрузочных работ.д.ля обеспечения оперативности обработки грузов на таре (упаковке) наносят соответствующую маркировку и маршрутные знаки, располагаемые в строго определенных местах.
Манипуляционные знаки, в отличие от маркировки, - это только условное графическое изображение требований обращения с грузом.
В России нанесение маркировки и манипуляционных знаков регламентируется положениями ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". Следует подчеркнуть, что значительное место в маркировке отведено различным знакам безопасности, которые признаны предупредить об опасности, определить ее существенность, возможные последствия для здоровья и жизнедеятельности людей, дать инструкции, разъяснение, как ее избежать и предотвратить
Все чаще отечественные, и, особенно, зарубежные компании начинают любые переговоры с российским партнёром только при наличии у последнего сертификата о соответствии международным стандартам ИСО 9000 (ISO 9000).
ИСО 9000 (ISO 9000) – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более, чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – Система Менеджмента Качества (СМК). СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO.
Кроме того, несертифицированные организации не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Все это влияет на конкурентоспособность предприятия, заставляет потенциальных партнеров и потребителей делать выбор в пользу компаний, прошедших сертификацию ISO. Если сертификация к тому же проведена добровольно – это позиционирует компанию, как солидную организацию, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Такая политика ведет к созданию позитивного имиджа компании, говорит о ее надежной репутации и стабильном положении на современном рынке.
Буквально несколько лет назад получить сертификат ISO 9000 могли только самые крупные компании и предприятия. Сегодня сертификат стал доступен остальным, в том числе и предприятиям малого и среднего бизнеса. В настоящий момент получить сертификат соответствия может позволить себе любое предприятие, независимо от своего статуса.
СТАНДАРТЫ ИСО 9000 / СТАНДАРТЫ ISO 9000
ISO 9000: 2000 – Системы менеджмента качества. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и дает перечень терминов и их определений для использования в любой организации.
ISO 9001: 2000 – Системы менеджмента качества. Требования. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Определяет требования к системам управления качеством, применяется для целей сертификации и проверок.
ISO 9004: 2000 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Содержит методические указания по разработке и внедрению систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности компаний
ISO 19011 – Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. В России действует как ИСО/ПМС 19011: 2002. Обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов.
История развития и основные положения стандартов ISO серии 9000
В истории международной стандартизации стандарты ISO серии 9000 заняли выдающееся место и завоевали огромную популярность. По далеко не полным данным сегодня в мире зарегистрировано более 500 тыс. предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие международным стандартам ISO серии 9000.
Необычайная популярность этих стандартов в самых разных сферах и на различных уровнях объясняется тем, что они затрагивают универсальную и всем необходимую область - управление организацией с ориентацией на обеспечение качества конечного результата.
Первые стандарты ISO серии 9000 были опубликованы в 1987 г. с декабря 2000 года действует новая версия стандартов ISO серии 9000.
Системы качества, построенные на идеологии стандартов ISO серии 9000 сыграли свою уникальную роль в развитии технического и технологического прогресса. Сегодня даже "неприлично" выходить на мировой рынок без сертифицированной системы качества. Система управления качеством по стандартам ISO серии 9000 рассматривается как нижний, необходимый уровень предприятия.
Развитие рыночных условий и производственных отношений естественно послужило толчком к совершенствованию теории качества.
Таким образом, мировое сообщество подтвердило возможность и необходимость перехода от теории обеспечения качества к теории управления качеством, а в практическом плане от стандартов ISO серии 9000 версии 1994г. к стандартам ISO серии 9000 версии 2000г.
Эффективные системы качества, отвечающие требованиям рынка, сегодня интегрируются в понятие TQM - Всеобщее управление качеством.
Главным направлением стандартов ISO серии 9000: 2000 стало их сближение с идеологией TQM.
В результате анализа и обобщения практики TQM, разработчики версии стандартов ISO серии 9000: 2000 сформулировали и положили в основу этих стандартов следующие восемь принципов
Принцип 1 - организация, ориентированная на потребителя.
Организации - производители зависят от своих потребителей и поэтому должны определять и понимать их существующие и будущие потребности, чтобы быть способными выполнить требования потребителей и, в действительности, стремиться превышать их.
Принцип 2 - ответственность руководство.
Управление не является административной деятельностью; руководство необходимо, чтобы обеспечить единство цели, направления и создавать среду, в которой персонал организации будет полностью вовлечен в достижение целей организации.