Введение
Актуальность проблемы реструктуризации предприятий обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются: переход России к рыночной экономической системе, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово–экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние десять лет. Поиск путей из сложившейся ситуации происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.
Цель исследования - на основе опубликованных сведений и имеющихся теоретических знаний исследовать и проанализировать процесс реструктуризации имущественного комплекса в форме выделения нового предприятия.
Цель исследования предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- теоретическая часть:
- реорганизация юридического лица по ГК РФ - как составляющая понятия реструктуризации предприятия;
- технология реструктуризации имущественного комплекса предприятия с использованием механизма выделения (нового) предприятия;
· Инвентаризация кредиторской задолженности;
· Инвентаризация акций, подлежащих выкупу;
· Разделительный баланс;
· Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов;
- практическая часть:
- подготовительные этапы реструктуризация имущественного комплекса в форме выделения нового предприятия;
- реструктуризация ОАО “Гнездово”.
1. Теоретическая часть:
В соответствии с ГК РФ суть реорганизации предприятий, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой организации переходят к одной или нескольким другим организациям по передаточному акту или разделительному балансу, т.е. происходит универсальное правопреемство (ст. 58 ГК)[1]. Этим обстоятельством определяется одна из особенностей реорганизации предприятий. В целях передачи в результате реорганизации существующего объема правоспособности реорганизация организации, как правило, ведет к возникновению (а при присоединении - сохранению) другой коммерческой организации. Более того, в случаях, указанных в ГК, реорганизация организаций может повлечь возникновение только определенных видов организаций. Так, в соответствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производственные кооперативы. Подобная ограничительная регламентация касается также реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92 ГК), акционерных обществ (ст. 104 ГК), производственных кооперативов (ст. 112 ГК) в отдельности.
Следует сделать вывод, что, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, законодатель не допускает преобразования организаций в некоммерческие и наоборот. Так, в соответствии со ст. 121 ГК, ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ассоциация (союз), являясь некоммерческой организацией, может преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество, а учреждение может быть преобразовано в коммерческую организацию лишь одной организационно-правовой формы - хозяйственное общество.
Смысл этих правил заключается в том, чтобы обеспечить универсальное правопреемство и не допустить ситуации, когда часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспособности, не может быть передана другой организации, обладающей специальной правоспособностью, и наоборот, когда организация со специальной правоспособностью могла бы передать правопреемнику больше прав, чем имеет сама. По общему правилу, реорганизация предприятий осуществляется по решению ее учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами, т.е. добровольно. Из этого правила имеются исключения, предусматривающие принудительный или согласительный порядок реорганизации организаций.
Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в случае, когда организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение о принудительном разделении организаций или выделении из их состава одной или нескольких организаций может быть обжаловано в арбитражный суд. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением организациями установлена обязательная процедура получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Реорганизация предприятий может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов организации при ее реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) организации или органа, принявшего решение о реорганизации организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации. Благодаря реализации названной обязанности кредиторы реорганизуемой организации могут своевременно узнать об этом и реализовать предоставленное им ГК право требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства, должником по которому является реорганизуемая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Как и любое право, право кредитора на досрочное прекращение или исполнение должником обязательства может быть им не реализовано. В таком случае место реорганизованной организации в этом обязательстве займут ее правопреемники, определяемые на основании передаточного акта или разделительного баланса. При этом, если разделительный баланс или передаточный акт не дают возможности определить правопреемника реорганизуемой организации, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной организации перед ее кредиторами.
По общему правилу, организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации организаций. И лишь при реорганизации предприятий в форме присоединения реорганизация считается совершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п. 4 ст. 57 ГК). Государственная регистрация возникших при реорганизации предприятий, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших организаций являются: а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо б) отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации (ст. 51 ГК). Разумеется, что наряду с названными основаниями действуют и общие основания для отказа в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд[2].