Передаточный акт составляется предприятиями в произвольной форме. Он содержит следующую информацию:
форму регистрации;
организационно-правовую форму и наименование правопреемника;
сумму активов и сумму пассивов баланса реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации с расшифровкой по разделам баланса;
список прилагаемых форм отчетности;
список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;
список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности).
Далее каждое из вновь созданных обществ проводит общее собрание, на котором утверждается Устав и избирается Совет директоров (наблюдательный совет).
Третий этап - направление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации каждого из вновь созданных обществ, а также для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного общества. Документами, необходимыми для регистрации вновь созданных АО, являются: заявление; протокол общего собрания акционеров реорганизованного общества; протокол заседания Совета директоров реорганизованного общества: разделительный баланс; доказательства уведомления кредиторов реорганизованного общества; Устав нового общества; протокол общего собрания акционеров вновь созданного общества.
Регистрационный орган вносит соответствующие изменения и государственный реестр юридических лиц. Предприятию присваивается новый регистрационный номер и выдается временное свидетельство о регистрации. Порядок постановки на учет в контролирующих органах реорганизованного общества идентичен порядку регистрации вновь созданного общества.
Пунктом 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что предприятие в случае реорганизации обязано в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган не позднее трех дней со дня принятия такого решения участниками. При этом сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать учредительным и иным документам, необходимым для постановки на учет.
ИНН общества не изменяется.
Далее, необходимо представить в регистрирующий орган оригинала публикации в СМИ сообщения о реорганизации.
Заключение
В теории антикризисного управления реструктуризация – это структурная перестройка всех сфер деятельности предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех имеющихся ресурсов – материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных. Современная зарубежная теория и практика определяет возможность проведения реструктуризации как механизма антикризисного управления.
Безусловно, реструктуризация предприятий наносит огромный ущерб экономике страны, так как часто проходит на предприятиях имеющих огромную задолженность[18].
Но будем надеяться, что антикризисное управление, реструктуризация в форме выделения разрабатывались с благими намерениями.
Следует напомнить и о скрытых проблемах реструктуризации предприятия, среди них выделю следующие:
- возможность использования реструктуризации предприятия в целях незаконного вывода активов компании-должника, в том числе в процессе преднамеренного или фиктивного банкротства должника (п. 3, 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ)
- использование силового (принудительного) варианта реструктуризации предприятия для недружественного поглощения компании конкурентами.
В заключение хотелось бы высказать несколько предложений по совершенствованию правового регулирования реструктуризации предприятия:
- необходимо общее легальное определение реструктуризации предприятия. Представляется, что оптимальным вариантом было бы включение такого определения в текст Гражданского Кодекса, возможно, в виде отдельной дополнительной статьи главы параграфа 1 главы 4 ГК РФ «Юридические лица».
- учитывая значимость для современной российской экономики и многогранность данного явления, целесообразным представляется принятие самостоятельного федерального закона «О реструктуризации юридических лиц», основная задача которого - четко прописать процедуры и правовые возможности реструктуризации предприятия, а также установить правовые барьеры против возможного использования реструктуризации предприятия для незаконного вывода активов и недружественного поглощения компаний.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.:ООО «ТК Велби», 2003. – 448с.
[2] http://www.avtorspb.ru
[3] http://www.dis.ru/subscribe/order/
[4] http://www.directorinfo.ru
[5] http://www.dis.ru «Менеджмент в России и за рубежом №1 / 1999»
[6] Комментарий к ГК РФ, части первой / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.165.
[7] http://www.rnk.ru/rnk/article
[8] Приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н о введение в действие с 01.01.2004 г. «Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».
[9] http://www.protos-consulting.ru
[10] Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[11] Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[12] п.8 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.
[13] п. 4 ст. 49 ФЗ об «Акционерных обществах».
[14] п. 3 ст. 50 Налогового кодекса РФ, по состоянию на 01.01.2006 г.
[15] http://www.infolegis.ru/reorgan.html
[16] http://www.directorinfo.ru
[17] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[18] http://www.bankr.ru, статья Хайруллина Рустама Бариевича