Источник: составлено автором по данным финансовой отчетности
По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод о том, что зависимость предприятия от внешних заёмных источников крайне высока. Коэффициент автономии оказался значительно ниже допустимых норм. К тому же, к концу 2009 года можно наблюдать спад этого показателя на 0,03.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств за оба анализируемых года также не вписывается в нормативы. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств в 2008 году был равен 0,169, в 2009 году 0,170, т.е., вырос всего на 0,001. Коэффициент манёвренности имеет отрицательное значение как 2008, так и в 2009 году, что говорит о том, что предприятие не может мобильно распоряжаться своими средствами.
Нулевое значение в 2008 в 2009 году имеет коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками. Коэффициент имущества производственного значения в 2008 году был ниже нормы (0,1306), а в 2009 году еще упал на 0,0003, и стал равен 0,1303, что совершенно не соответствует нормативным показателям. Коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат, несмотря на незначительный рост к 2009 году, имеет отрицательное значение как в 2008, так и в 2009 году. Остальные показатели равны нулю. По результатам анализа можно сделать вывод, что за период с 2008 года по 2009 год финансовое положение предприятия осталось неизменно нестабильным, незначительно улучшившись по одним показателям, и ухудшившись по другим.
Рассмотрим некоторые факторы микромаркетинговой среды, которые оказывают прямое воздействие на фирму. К ним относятся:
- Заказчики;
- Конкуренты;
- Поставщики материалов;
- Государственные органы и учреждения.
Заказчиками фирмы являются как государственные предприятия, так и множество крупных и мелких фирм, а также физические лица. Некоторые из них:
- ИОГУП ЖКХ;
- ООО НПЦ «Новые технологии»;
- МПТП ИТЭ;
- Иркутский кабельный завод;
- Различные фирмы;
- Физические лица.
Существует несколько рыночных ниш, на каждой из которых ЗАО «СибЭнергоТех» конкурирует совершенно с различными организациями. Опишем конкурентов этого сегмента рынка:
Частники, выполняющие электромонтажные работы.
Положительные моменты:
- Быстро;
- Дешево.
Отрицательные моменты:
- Отсутствие лицензии на выполняемые работы;
- Нет письменно оформленного договора;
- Отсутствие документации (акты, сметы, справки, протоколы);
- Низкое качество работ;
- Нет возможности предъявить претензии.
Строительные компании:
- Евродизайн;
- Поместье;
- Идальго;
- Сибавиастрой;
- Декор.
Положительные моменты:
- Работают по лицензии;
- Составляется письменный договор на выполнение работ;
- Оформляются сметы, акты, справки;
Отрицательные моменты:
- Большие сроки выполнения работ;
- Высокая цена работ;
- Не всегда качественное выполнение работ;
- Нет лицензии на выполнение проектных работ;
- Нет собственной ЭТЛ;
- Как правило, только комплексное выполнение работ (общестроительные, сантехнические, электрические, отделочные).
Специализированные электромонтажные организации:
- ВСЭМ;
- ИЗНУ;
- Вента;
- СЭТ (СибЭнергоТех);
- Эскор-А;
- Электромонтаж;
- Электростар.
Положительные моменты:
- Специализация работ;
- Наличие лицензии на электромонтажные работы;
- Наличие лицензии на проектные работы (только у СЭТ);
- Работа только по письменному договору;
- Высокое качество выполняемых работ;
- Наличие ЭТЛ (только во ВСЭМ-е и в СЭТ-е);
- Приемо-сдаточные испытания;
- Комплектация.
Отрицательные моменты:
- Высокая цена выполняемых работ;
- Большие сроки выполнения работ;
- Нет лицензии на выполнение проектных работ (кроме СЭТ);
Разнообразие поставщиков материалов предприятия позволяет наиболее полно и гибко реагировать на изменения рынка, новые его требования и технологии. К основным относятся:
- Аделаида +;
- Промсвет;
- Электромаркет;
- МЗНВА;
- ИЗНУ.
Преимущества высокой численности поставщиков состоят в том, что всегда есть возможность приобрести необходимый товар по более низкой цене, восполнить недостающий у одного поставщика объём продукции за счёт закупок у другого, и т.п. Кроме того, при такой большой базе поставщиков значительно больше возможностей для отслеживания информации о рыночной ситуации в целом.
Для заказчиков ЗАО “СибЭнергоТех” имеет некоторые преимущества:
1. Во первых специализация и то, что в отличие от других организациий ЗАО “СЭТ” выполняет полный комплекс работ от проектирования до приёмо-сдаточных испытаний. И заказчикам не придётся обращаться в несколько организаций для того, чтобы им в одной выполнили проект, в другой – произвели монтаж кабельных линий и электрооборудования, а в третьей провели испытания. В то время как эти работы может сделать одна организация.
2. Во вторых, не все организации занимаются комплектацией оборудования и материалов. ЗАО “СЭТ” работает с постоянными поставщиками и имеет возможность приобретать оборудование практически по оптовым ценам, т.к. является постоянным покупателем у поставщиков и имеет значительные скидки, что тоже очень привлекательно для заказчиков. Для более полного анализа позиций данного предприятия проведем ПЭСТ – анализ, и СВОТ анализ. ПЭСТ анализ представлен в таблице 2.5
Таблица 2.5 ПЭСТ анализ ЗАО “СибЭнергоТех”*
Политические факторы |
Экономические факторы |
Завершение областной государственной Программы «Отопительный сезон 2003-2008», в рамках которого существовало предприятие |
Отсутствие платежеспособного спроса Сезонность работ |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
Негативное отношение местного населения к изменениям, связанным с обеспечением электроэнергией населенные пункты |
Используемая технология является устаревшей Наличие более современных разработок |
По результатам анализа можно сделать вывод о плачевном положении компании на данном рынке. Компания теряет свои конкурентные позиции, из-за применения устаревшей технологии. Кроме того, рынок, на котором функционирует данное предприятие, исчерпал себя и характеризуется отсутствием спроса на предлагаемые услуги. Из приведенных в таблице данных можно сделать вывод о необходимости разработке дальнейшей стратеги развития, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия.
Для того, чтобы понять имеет ли компания возможности для дальнейшего существования и развития необходимо провести СВОТ анализ компании. Он представлен в таблице 2.6.