стратегия фокусирования – фокусирование на специфических целевых рынках, узких сегментах рынка, потребности которых может удовлетворить территория;
стратегия проникновения – проникновение имиджа территории на новый целевой рынок для продвижения уже разработанных товаров;
стратегия кооперации – планирование и осуществление совместных рекламных действий заинтересованными хозяйствующими субъектами региона при представлении общих интересов.
Далее каждая стратегия распадается на 4 традиционные “широкие стратегии маркетинга региона” [5, с.75] (в скобках – примечания автора настоящей работы – уточнение возможного наименования стратегий в зависимости от конкретного продукта и целевого рынка):
маркетинг имиджа (региона или продукта);
маркетинг достопримечательностей (ведущих предприятий);
маркетинг инфраструктуры;
маркетинг людей (в том числе, руководителей региона, руководителей ведущих предприятий, знаменитостей, проживающих в регионе, ученых и т.д.).
Таким образом, можно предложить следующую блок-схему стратегий маркетинга и их взаимосвязи со стратегиями развития региона (рис. 3):
Далее по каждой широкой стратегии маркетинга для ее реализации определяются соответствующие методы и инструменты маркетинга.
Возможна и дальнейшая детализация стратегий. В частности, общую стратегию развития отраслей экономики целесообразно разделить на стратегии развития ведущих кластеров и стратегию развития прочих отраслей и малого бизнеса.
Рис. 3. Взаимосвязь маркетинга со стратегиями развития региона
Предложенный подход к определению видов, места и роли стратегий маркетинга в региональном развитии позволяет добиться строгой иерархии и целевой фокусировки стратегий маркетинга, а также выбора оптимальных направлений воздействия. Соответственно, по каждой стратегии маркетинга появляется возможность сформировать эффективный механизм реализации, закрепить финансовые ресурсы, определить ответственных исполнителей и критерии оценки результатов ее осуществления. При этом, еще раз подчеркнем, что все стратегии развития территории должны строиться на основе маркетингового подхода, исходя из текущих и прогнозируемых потребностей целевых рынков и должны обеспечивать “подстраивание” территории под будущие потребности. В противном случае может возникнуть ситуация, когда частным маркетинговым стратегиям, акцентированным на “продвижение” территории и ее продуктов, будет нечего предложить целевым рынкам.
Республика Башкортостан (РБ) – суверенная республика, субъект Российской федерации (РФ), функционирующая в едином политическом, экономическом (рыночном), правовом и социально-экологическом пространстве великой России. На основании федеральной (РФ) и республиканской (РБ) Конституций Башкортостан обладает комплексом полномочий, имеет для их реализации, закрепленные действующим законодательством права, обязанности и необходимые ресурсы, разрабатывает и исполняет свой консолидированный бюджет, несет в пределах собственных полномочий ответственность перед народами России и Башкортостана. Следовательно, в настоящее время имеются все необходимые объективные условия для Башкортостана, чтобы разрабатывать и проводить в жизнь самостоятельную социально-экономическую политику. Главной целью этой политики должно стать неуклонное наращивание уровня реальных доходов населения РБ. обеспечение безопасности жизни граждан республики и подъем их культуры на основе динамичного развития региональной экономики, расцвета всех социальных сфер и развития отраслей инфраструктуры.
Для реализации этих масштабных и исключительно сложных долгосрочных целей нужны эффективно действующие системы государственного управления и местного самоуправления, демократия и институты гражданского общества, укрепляющийся национальный капитал. При этом должно обеспечиваться взаимовыгодное социальное партнерство бизнеса, общества и государственных структур власти и управления. Ключевым звеном, на которое может и обязана опираться совокупность социальных групп и хозяйствующих субъектов РБ, как крупной социально-экономической реальности, призвана стать система государственного управления Башкортостаном, опирающаяся на новейшие управленческие технологии и высоко профессиональный аппарат.
Сегодня республика представляет собой один их высоко развитых индустриально-аграрных регионов России, обладающий в экономике рядом признанных всеми достижений. Имея территорию всего 144 тыс. кв. км, или 0,84% от территории России, а население – около 4,1 млн. человек, или 2,84% от числа жителей России, Башкортостан производит свыше трех процентов промышленной и до 4-х процентов сельскохозяйственной продукции РФ. Наша республика имеет надежную энергетическую базу, неплохую инфраструктуру (трубопроводы, линии связи и передачи энергии, автомобильные и железные дороги, банки и страховые организации), развитое жилищно-коммунальное хозяйство. Можно уверенно утверждать, что в Башкортостане сложился весьма неплохой структурно институциональный, научно-интеллектуальный, кадровый и финансовый стартовый потенциал для осуществления серьезного социально-экономического рывка. Который, как в наши дни признано большинством специалистов по макроэкономике и управлению, как раз и потребуется от России и от каждого из субъектов РФ, чтобы успешно развиваться в 21 веке.
Стратегический анализ показывает, что Башкортостан, в сравнении с другими регионами России, а также (частично), и с рядом государств, бывших союзных республик распавшегося Советского Союза, обладает несомненными абсолютными и относительными долгосрочными преимуществами, на которые предстоит опираться и эффективно использовать в ближайшие десятилетия.
К абсолютным, приобретенным РБ в силу ее территориального расположения и природно-климатических особенностей, мы относим следующие стратегические преимущества республики:
а) срединный (позиционно центристский) характер расположения Башкортостана, находящегося в окружении других регионов России (субъектов РФ), в довольно значительном отдалении от границ федерации с зарубежными странами. Это означает, что социальные и экономические связи, наиболее выгодные с точки зрения минимизации транспортных и коммуникационных издержек, а также высоко надежные, с учетом единства применяемых соседями законов и нормативной базы, межгосударственные и хозяйственные контакты мы можем устанавливать, поддерживать и развивать, в первую очередь, с субъектами РФ, входящими в близ расположенные федеральные округа (Уральский и Приволжский). И только после исчерпания столь громадного потенциала целесообразно переходить к налаживанию связей с иными государственными (административно - территориальными) образованиями.
Разумеется, высказанное положение никак не следует приравнивать к поощрению в любой форме изоляционизма, пагубного для рыночной экономики, - тем не менее, близость партнеров по бизнесу – это хороший дополнительный стимул к развитию любых видов общения!