11. Отсутствие бесплатных сопутствующих услуг
o измерение сахара в крови
o измерение артериального давления
Таким образом, на основе проведенного SWOT-анализа можно выделить наиболее острые проблемы исследуемой компании, решение которых является стратегической задачей для укрепления позиций КОГУП «Аптека №68» на региональном розничном фармацевтическом рынке.
Основные проблемы КОГУП «Аптека №68» :
1. Узкий ассортимент продукции
2. Отсутствие комплекса дополнительных сервисных услуг
3. Отсутствие гибкой системы накопительных скидок
4. Отсутствие деятельности по формированию корпоративного имиджа
5. Отсутствие четкого механизма взаимодействия сети с поставщиками
Комплекс антикризисных мероприятий КОГУП «Аптека №68» должен охватывать следующие направления:
Мероприятия по управлению оборотными активами:
1)ревизия имеющихся оборотных средств: выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
2)разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;
3)контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия;
Мероприятия по управлению кредиторской задолженностью:
1) поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
2)мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (индифферентность до определенного предела, прекращение поставок, изменение условий поставок – цен, размера партий, отмена скидок и предприятия.);
3)индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей индифферентным к неплатежам поставщиков, своевременная оплата - применяющим санкции);
4)составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках, контроль исполнения бюджетов.
Мероприятия в сфере управления издержками:
1) поиск более дешевых лекарственных средств и лекарственного сырья, применяемого при изготовлении лекарств по рецептам врачей и, в т.ч., поставляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественного лекарственного сырья, улучшающего качество конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях);
2) совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование ресурсов;
3)экономия производственных издержек (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, введение контроля энергопотребления и экономия энергии);
4) консервация, реализация или списание имущества, с целью снижение затрат по его содержанию;
Мероприятия по совершенствованию управления:
1)постановка системы управленческого учета. Учет затрат по их видам (постоянные, переменные) и центрам их возникновения (подразделений предприятия);
2)внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;
3) введение системы финансово-экономического планирования;
4)разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.
Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:
1) развитие рынков и привлечение новых потребителей;
2) информирование потребителей о качестве реализуемой продукции;
3) формирование сбытовой и дилерской сети (договора с оптовыми покупателями);
4) повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введение жесткой системы контроля за технологией изготовления и хранения лекарственных средств, организация входного контроля качества лекарственных средств и медикаментов, применяемых при изготовлении лекарств).
Основной целью для исследуемого предприятия должно стать укрепление позиций на региональном розничном фармацевтическом рынке. В связи с этим необходимо реализовать ряд задач, сформулированных на основании выявленных проблем. Мероприятия необходимые для реализации этих задач представлены в таблице.
Комплекс мероприятий для реализации основной цели проекта.
Задачи |
Мероприятия |
1. Создание коммерческого отдела для формирования эффективной системы взаимодействия с поставщиками |
1. Назначение руководителя коммерческого отдела (КО) 2. Найм сотрудников |
2. Внедрение дополнительного модуля ПО «е – Фарма-2» для выстраивания единой ценовой площадки для поставщиков сети |
1. Приобретение и установка дополнительного модуля ПО системы «е – Фарма-2» ( 2. Обучение сотрудников для работы с новым модулем программы |
3. Разработка гибкой системы накопительных скидокдля активизации продаж и повышения лояльности потребителей |
1. Расчет экономического эффекта от внедрения системы скидок 2. Заказ на изготовление дисконтных карт «пробная партия» |
4. Формирование нового имиджа сетис помощью единого названия и собственного логотипа |
1. Заказ на разработку единого названия сети и собственного логотипа |
5. Увеличение числа дополнительных сервисных услуг для увеличения объёма прибыли за счёт: Сдачи в аренду площадей под частные офтальмологические кабинеты, кабинеты оздоровительного массажа и др. Доставки медикаментов на дом за дополнительную плату по заказу (на сумму менее 1000 рублей) |
2. Сдача в аренду площадей, освободившихся в результате объединения рецептурных отделов всех аптек сети в единое производственное подразделение 3. Приобретение а/м "ОКА" 4. Найм в штат водителя - экспедитора |
6. Расширение ассортиментав результате более эффективной работы с поставщиками после установки дополнительного модуля к «е – Фарма-2» для формирования единого электронного заказа |
1. Заказ на поставку новых препаратов, препаратов - дженериков, аналогов дорогих запатентованных препаратов удовлетворяющих потребностям людей с разным уровнем дохода |
Предлагаемая последовательность задач - неслучайна, так как именно создание коммерческой службы должно способствовать эффективному взаимодействию с поставщиками с помощью внедрённого дополнительного модуля к уже имеющейся и успешно функционирующей на КОГУП "Аптека№68". Данный модуль будет способствовать построению единой ценовой площадкидля все поставщиков и дистрибьюторов сети, также он имеет ряд объективных преимуществ по сравнению с существующей на сегодняшний день на предприятии системой работы с поставщиками: