Существовавшие в период с 1999 по 2008 гг. инструкции по распределению выручки подразделений МЧС от оказания платных услуг регламентировали распределение указанной выручки следующим образом: по результатам приносящей доходы деятельности создавались фонды производственного и социального развития. В эти фонды зачислялось сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, за исключением оказания услуг по обслуживанию организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями на договорной основе. Рассмотрим на примере услуги "Обслуживание организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями на договорной основе", как распределялись средства от её оказания. По действовавшей в 2008 г. инструкции все полученные от оказания этой услуги денежные средства направлялись в тот фонд, который указывался организациями – заказчиками услуг. Например, если заказчик услуг в своём договоре согласен все средства от превышения доходов над расходами направить в фонд производственного развития, то эти средства направляются именно в этот фонд, если же заказчик записывает в договоре направление названных средств в фонд социального развития, то средства направляются в фонд социального развития.
Проведённый выше анализ показал недостаточность фондов производственного и социального развития для повышения заинтересованности работников МЧС в росте платных услуг без получения ими наличных денег. Перечисленные фонды существенно обновляли материально-техническую базу и стимулировали социальное развитие трудового коллектива. Если бы подразделения МЧС работали в эпоху коммунизма, то названных фондов было бы вполне достаточно. К сожалению, практика работы показывает, что максимальный трудовой энтузиазм достигается при дополнении названных фондов фондом материального поощрения (далее ФМП). Средства, поступающие в фонд материального поощрения могли бы быть направлены на выплату дополнительных премий, на оказание денежно-материальной помощи и т.д. Инструкции МЧС по распределению выручки 1999 – 2008 г. о фонде материального поощрения умалчивали.
Поэтому в качестве мероприятий по повышению выручки от оказания платных услуг в настоящем дипломном проекте предлагается одновременно с фондами производственного и социального развития часть средств, предназначенных для них, направить в фонд материального поощрения.
Средства фонда материального поощрения могут использоваться на:
премирование работников, занимающихся деятельностью, от которой получены доходы в соответствии с законодательством, иных работников (за исключением государственных служащих);
оказание материальной помощи, решение вопросов по социальной защите пенсионеров, инвалидов и членов семей работников, погибших при исполнении служебного долга;
повышение уровня заработной платы в соответствии с законодательством.
Данное предложение появилось в период прохождения преддипломной практики у разработчика, данного дипломного проекта. Однако это очевидное предложение параллельно возникло у многих работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Поэтому после настоятельных просьб и предложений подразделений МЧС в инструкции 2009 г., (которая была согласована и утверждена в апреле-мае 2009 г.) были включены положения о создании фонда материального поощрения. В 2009 году создаётся фонд материального поощрения в размере не более 40 процентов от суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям. Остальные средства направляются в фонд производственного и социального развития.
Средства поступившие в ФМП согласно инструкции должны быть направлены на 8 статей расходов. Процент средств направляемых на каждую статью ФМП Инструкция не регламентирует. Поэтому предлагается установить проценты на каждую статью расходов из ФМП в размере указанном в табл. 1.
Таблица 1 Предлагаемое распределение ФМП по статьям расходов закреплённое в инструкции апреля 2009 г.
Статья расходов |
% от ФМП |
повышение уровня заработной платы в соответствии с законодательством (за исключением государственных служащих). |
50 |
премирование работников, занимающихся деятельностью, от которой получены доходы в соответствии с законодательством, иных работников (за исключением государственных служащих); |
20 |
оказание материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением; |
10 |
погашение задолженности по форменной и специальной одежде работникам департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС, в том числе уходящим на пенсию; |
3 |
обучение, подготовку и переподготовку работников по специальностям, связанным с основной деятельностью; |
7 |
оказание материальной помощи членам семей работников, погибших при исполнении служебных обязанностей; |
5 |
оказание материальной помощи пенсионерам органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям, а также инвалидам из числа бывших работников; |
5 |
Всего |
100 |
При создании фонда материального поощрения у рядового и младшего начальствующего состава МЧС появится дополнительный стимул для расширения ассортимента оказываемых платных услуг, что в свою очередь существенно повысит выручку.
Ассортимент оказываемых платных услуг, которые подразделения МЧС имеют право осуществлять, регламентирован 22.12.1999 г. Всего в перечне регламентированных услуг записано 131 видов деятельности. В настоящее время Учреждению «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь» Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь разрешено оказывать 85 видов платных услуг от возможных 131.
Анализ дополнительных услуг которые оказываются в других областях республики, но не оказываются в Гродненской области, показывает, что наиболее предпочтительными из них в части объёма выручки являются следующие услуги:
а) выработка и подача электроэнергии от автономного источника питания
б) мойка транспортных средств;
в) ремонт и обслуживание аппаратов на сжатом воздухе.
Естественно, для оказания этих видов платных услуг необходимо получить разрешение в МЧС РБ. Однако следует надеяться, что процедура получения такого разрешения не будет сложной и длительной, так как остальные области аналогичные разрешения уже получили и оказывают данные виды услуг как гражданам, так и юридическим лицам.