- Увеличение рынка сбыта продукции;
- Повышение качества обслуживания покупателей;
- Повышение финансовой устойчивости;
- Снижение издержек.
Для увеличения рынка сбыта товаров предприятие стремится:
- Повышать информированность потенциальных потребителей;
- Расширять ассортимент;
- Увеличивать торговые площади;
- Проводить гибкую ценовую политику.
Для повышения качества обслуживания предприятие ставит следующие текущие цели:
- Приведение предложения в соответствие к спросу
- Повышение квалификации персонала
- Использование новых методов продаж
Для повышения финансовой устойчивости предприятие ставит следующие текущие цели:
- Отслеживание негативных тенденций в развитии предприятия и их устранение;
- Эффективное управление ресурсами.
Для снижения издержек предприятие ставит следующие текущие цели:
- Заключение договоров с выгодными условиями поставки;
- Своевременность поставок;
- Внедрение системы управления затратами.
На рисунке 2.2 представлено дерево целей предприятия.
Анализ внешней среды начнем со SPACE-анализа. Матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE) используется для определения наиболее выгодного стратегического положения для фирмы, а также отдельных областей ее деятельности. Реально она является средством, которое помогает организации оценить в целом привлекательность сферы производства, в которой она действует, а также способность организации конкурировать на рынках.
Финансовые возможности и конкурентные преимущества являются двумя важнейшими определяющими стратегического положения организации, в то время как возможности отрасли и стабильность обстановки характеризуют стратегическое положение области в целом. В матрице SPACE эти факторы ранжированы по шкале от +6 до -6.
Оценка факторов стабильности приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Факторы стабильности обстановки (ES)
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
Технологические изменения |
3 |
Темпы инфляции |
5 |
Изменчивость спроса |
4 |
Диапазон цен конкурирующих продуктов |
3 |
Препятствия для выхода на рынок |
4 |
Давление конкурентов |
3 |
Ценовая эластичность спроса |
1 |
Средний балл |
3,29 |
Оценка факторов промышленного потенциала приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Факторы промышленного потенциала (IS)
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
Потенциал роста |
4 |
Потенциал прибыли |
4 |
Финансовая стабильность |
5 |
Уровень технологии |
5 |
Степень использования ресурсов |
4 |
Капиталоинтенсивность |
5 |
Легкость выхода на рынок |
4 |
Производительность, использование мощностей |
5 |
Средний балл |
4,5 |
Оценка факторов конкурентных преимуществ приведена в таблице 2.4
Таблица 2.4
Факторы конкурентных преимуществ (CA)
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
Доля рынка |
3 |
Качество продукции |
5 |
Жизненный цикл продукта |
5 |
Цикл замены продукта |
3 |
Лояльность покупателей |
4 |
Использование мощностей конкурентами |
5 |
Вертикальная интеграция |
4 |
Средний балл |
4,14 |
Оценка факторов финансового потенциала приведена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Факторы финансового потенциала (FS)
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
Прибыль на вложения |
3 |
Финансовая зависимость |
2 |
Ликвидность |
3 |
Необходимый/ имеющийся капитал |
4 |
Поток средств |
3 |
Легкость ухода с рынка |
3 |
Риск предприятия |
4 |
Средний балл |
3,14 |
Далее полученные средние значения заносим в матрице SPACE и соединяем (рис. 2.).
- находится в конкурентном стратегическом состоянии. Это состояние обычно наблюдается на стабильном рынке с низкими темпами роста. В этом случае усилия сосредоточиваются на финансовой стабильности организации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность товара. В этой ситуации организации сокращают производство продукта и ищут выход на более привлекательные рынки.
FS |
6 | |||||||||||||
Консервативное |
5 |
Агрессивное | ||||||||||||
4 | ||||||||||||||
|
|
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
-6 |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
CA |
|
-1 |
IS | |||||||||||
-2 | ||||||||||||||
-3 | ||||||||||||||
-4 | ||||||||||||||
Оборонительное |
-5 |
Конкурентное | ||||||||||||
ES |
-6 |