рефераты по менеджменту

Развитие стандартизации как системы управления качеством в России и за рубежом

Страница
1

Введение

В недалеком прошлом в нашей стране стандартизация преследовала лишь интересы государства и финансировались исключительно за счет средств федерального бюджета.

Происходящие в настоящее время перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках Содружества Независимых Государств приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требует развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании" перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.

I. Развитие стандартизации в России и за рубежом

Предпосылки реформирования системы стандартизации

Происходящее в настоящее время реформирование структуры и отношений между федеральными органами исполнительной власти, необходимость передачи части избыточных функций государственных органов в неправительственные, саморегулируемые организации, расширение диалога между государством и обществом, повышение качества оказания государственных услуг и прозрачности деятельности органов государственной власти, требуют реформирования отношений в области технического регулирования и, в первую очередь, стандартизации.

Это не может быть осуществлено без изменения организационно-правовых форм деятельности организаций по стандартизации и механизмов экономической поддержки и стимулирования разработки и применения национальных стандартов.

Существующая в России практика национальной стандартизации в значительной степени соответствует международным нормам и правилам, общероссийский классификатор стандартов также гармонизирован с международным классификатором стандартов, однако современный уровень национальной стандартизации не позволяет обеспечить в полной мере учет национальных интересов при разработке международных стандартов и необходимый для промышленности и торговли уровень гармонизации российских стандартов с международными стандартами.

Глобализация торговых отношений на международной арене, связанное с этим расширение участия стран в экономических и таможенных союзах, в частности, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации, расширение европейского экономического, являются предпосылками дальнейшего реформирования национальной системы стандартизации. Присоединение России к Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, и соответственно, принятие основополагающих документов международных организаций по стандартизации, потребует максимальной гармонизации законодательных и нормативных основ стандартизации в России с международной практикой.

Необходимо обеспечить максимальное участие России в разработке международных классификаторов и применение в национальных классификаторах технико-экономической и социальной информации международных классификационных группировок.

Существующие проблемы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформирования в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении поставленных перед стандартизацией стратегических целей.

В первую очередь, это относится к низкой эффективности стандартов для экономики страны из-за отставания научно-технического уровня стандартов от современных достижений науки и техники и замедления темпов гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

Наблюдается также устойчивая тенденция снижения качества разработки национальных стандартов в результате отсутствия серьезных научных исследований в области стандартизации и притока новых профессиональных кадров, как в технические комитеты, так и в научно-исследовательские организации по стандартизации.

Низкая активность промышленности и общественных кругов в национальной и международной стандартизации, низкая управляемость секретариатами технических комитетов привели к тому, что стандарты не всегда являются документами требуемого уровня консенсуса.

В результате национальные стандарты как инструмент технического регулирования не получили надлежащей оценки при разработке стратегий экономического развития Российской Федерации, формировании и реализации федеральных целевых программ, организации закупок для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования.

Снижение участия России в разработке международных стандартов привело к тому, что в них в должной мере не отражены интересы России, что затрудняет продвижение отечественных технологий и наукоемкой продукции на мировые рынки.

Низкий уровень обновления фонда национальных стандартов объясняется отсутствием ряда факторов и в первую очередь: авторского права на стандарты и их распространение; эффективного экономического механизма разработки стандартов.

В результате стоимость стандартов определяется исключительно себестоимостью их издания и распространения и не учитывает затраты на их разработку, что практически не позволяет осуществлять разработку стандартов за счет средств, получаемых от их распространения. Кроме того, механизм "возвратного финансирования" процесса разработки национальных стандартов отсутствует в бюджетном законодательстве.

Тот факт, что около 80 % действующих сегодня в России стандартов фактически являются межгосударственными стандартами, сроки обновления которых существенно превосходят сроки разработки и обновления национальных российских стандартов, и лишь 20 % фонда составляют национальные стандарты Российской Федерации, принятые в одностороннем порядке Россией для обеспечения своих национальных интересов, приводит к тому, что фонд российских стандартов не в должной мере обеспечивает потребности промышленности.

Устаревшая система распространения национальных стандартов не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту