К тестам тематической апперцепции как одной из разновидностей проективных методик относится и так называемый рисованный апперцептивный тест (РАТ), также разработанный Г.Мюрреем. В модернизированном виде адаптированный вариант рисованного апперцептивного теста представлен, например, Л.Н.Собчиком восьмью сюжетными картинками.
На картинках в условленной форме изображаются динамические позиции взаимоотношений двух или трех лиц. При этом ни пол ни возраст, ни этнические признаки и социальные статусы людей из картинок не явствуют. Расположение фигур и их позы позволяют судить лишь о тех конфликтных ситуациях и жизненных коллизиях, которые возникают в процессе взаимных отношений людей. Позы третьего участника или наблюдателя на отдельных картинках могут быть истолкованы как индифферентные, активные или сострадательные. Испытуемым предлагается последовательно, согласно нумерации, рассмотреть каждую из сюжетных картинок, дать волю своей фантазии и кратко описать свое индивидуальное видение представленных позиций.
Особенно эффективно применение РАТ для выявления мотивационной направленности подростков, их жизненной позиции. Это достигается не путем прямого опроса, а косвенно, с помощью механизмов идентификации испытуемого с кем-либо из изображенных персонажей на сюжетных картинках, с помощью проекций его собственных переживаний. Сюжетные картинки РАТ- это своеобразные пиктограммы, с помощью которых испытуемый проецирует свое видение жизненной коллизии.
Конечно, по сравнению с собственно тематическим апперцептивным тестом РАТ обладает несколько меньшими исследовательскими возможностями. однако в силу простоты и лаконичности его применения РАТ - методика с успехом используется при обследовании школьников, профориентационной работе с молодежью, в клинике неврозов.
К ряду проективных методик относится и пиктограмма. она представляет собой совокупность графических образцов для изучения опосредованного запоминания. Впервые пиктограмма была предложена советским психологом А.Р.Лурия в 30-х гг. и нашла свое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностической методики. Этот метод выявляет скрытые мотивы, другие личностные характеристики обследуемых (опасения, страхи, тревожность и т.п.). В психиатрии и медицинской практике пиктограммы применяются с целью обнаружения у испытуемых не только расстройств памяти, но и нарушений понятийного мышления. как известно понятийное мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций.
Отметим, что пиктограммы, применяемые в исследовательских целях, выполняют роль средства, облегчающего запоминание. Но подобные средства не ограничиваются лишь пиктограммами. Известно множество других кодированных сигналов (символов), облегчающих запоминание. К примеру, мнемотехнические приемы, которые облегчают запоминание учебного материала, когда отдельные мнемотехнические элементы обозначаются какими-либо легко запоминающимися символами, подвергаются определенному упорядочению, рифмуются легко воспринимаемыми и запоминаемыми схемами или рисунками.
Условно к проективным методикам можно также отнести приемы и способы психографологического исследования почерка. В почерке индивидуальные различия появляются особенно ярко. Н.Н.Обозов отмечает, что подписи или автографы могут многое сказать о переживаниях человека, о его скрытости или скрытности, о скромности или уверенности, об эмоциональности или сдержанности. Конечности, почерк имеет и свои устойчивые особенности, которые не меняются в зависимости от состояний человека, но некоторые другие элементы связаны с настроением, возбуждением индивида.
По почерку можно определить некоторые характерологические черты человека, тип его личности и темперамента. Имеется определенная связь почерка с психологическими отклонениями индивида. Это обстоятельство широко используется в криминалистике при проведении графологической экспертизы письма, факсимиле, росписей в ведомостях подэкспертных в целях идентификации их почерку.
К проективным относится также методика «Незаконченные предложения», которая дает возможность выявить определенные потребности, мотивы и чувства испытуемого (страхи, опасения, осознание собственной вины и т.п.), отношение к прошлому и будущему, характер взаимоотношений с родителями, друзьями, с вышестоящим по статусу и подчиненным и др. Существует много вариантов проективной методики «Незаконченные предложения», основанных на принципе вербального завершения. Сами предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать ответы, относящиеся к изученным свойствам и лингвистическим особенностям испытуемого.
Перед проведением теста «Незаконченные предложения»[6] с испытуемыми проводится беседа, обращается внимание на необходимость давать искренние, естественные ответы. Если испытуемый все-таки старается скрыть мир своих переживаний, дает формальные ответы, то для опытного психолога такое поведение предоставляет пищу для размышлений о системе личностных отношений обследуемого. В соответствии с возрастными особенностями испытуемых им может быть предложено отвечать не на все 60 предложений, а на часть их, выборочно, в зависимости от задач конкретного психодиагностического исследования.
Проективная тетс-методика изучения фрустрационных реакций разработана С.Розенцвейгером в 1944 г. Здесь под фустрацией следует понимать психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего настроения, тревожности, отчаяния, гнева и др. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два или более человека, занятых еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и другим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустационной ситуации. персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фустрационная ситуация. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в которой обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Тест фрустационных ситуаций состоит из 24 рисунков.
Как отмечалось выше, к проективным методикам относятся и другие проективные тесты (тест Роршааха – толкование чернильных пятен, тест Маховера – нарисовать или человека и др). Но все их объединяет одна особенность, заключающая в том, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, к ним неприменимы. Не могут быть альтернативными и ответы на задания тестов («правильно-неправильно»). Проективные методики используются с целью прогнозировать индивидуальный стиль поведения испытуемого в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознанные аспекты личности.
В основу всех проективных методик заложена возможность посредством косвенного воздействия на испытуемых, моделируя определенные жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные установки, стиль взаимоотношений индивида с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократичность и т.п.), ведущие мотивы и самооценку личности. В сочетании со стандартизированными методиками это дает практическому психологу наиболее объективную информацию о личности клиента, испытуемого.