Самооценка личности. Разработка методик самооценки личности имеет определенные трудности, связанные с возрастными особенностями и профессиональной ориентацией различных контингентов испытуемых. Самооценка личности тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Важно выяснить, какое место оценка своего «Я» занимает в структуре самосознания личности.
Понятие «самосознание» происходит от слова «сознание». Сознание как высшая форма развития психики человека проявляется в трех составляющих:
- совокупность знаний об окружающем нас мире;
- постановка жизненных целей и задач личности;
- самосознание как отношение человека к самому себе, другим людям и окружающему миру.
Самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом самосознание является своеобразным фундаментом, на котором строится Я-концепция и Я-образ личности.
В свою очередь, образ собственного «Я» состоит из трех компонентов: когнитивного (образ своих психологических качеств, внешности, социальной значимости и т.д.); эмоционального (самоуважение, самолюбие, самоуничтожение и т.п.); оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.),
Самопознание – это процесс выработки определенного эмоционально-ценностного отношения к себе, итогом которого становится самооценка личности.
Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
Люди с низкой самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Способности реализуют далеко не полностью. Им свойственны такие характерологические черты, как нерешительность, боязливость, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Они страдают комплексом неполноценности и нуждаются в поддержке окружающих.
Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе они не критичны. Считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми. К окружающим пренебрежительны. С оценками, которые им дают окружающие, не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Основные черты их характера: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к людям. Они могут обидеть человека и сами даже на заметить этого.
Чрезмерно высокие и слишком низкие самооценки свидетельствуют об искажении, неадекватности реальному положению вещей. Обладатели завышенной самооценки должны развивать в себе критичность, а лица с заниженной самооценкой обязаны выработать уверенность в себе, умение оптимистически смотреть на свои способности.
Адекватная самооценка обеспечивает и соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче живется на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен.
Третьей составной частью самосознания является самовоспитание. Это процесс самоуправления и саморегуляции (саморегулирования), направленный на осознанное измерение своей личности. Эффективное самоуправление возможно только при оптимальном уровне самооценки. Следовательно, формирование оптимальной, адекватной самооценки – это одновременно и развитие способности к психологическому личностному самоуправлению, проявляющееся в конкретизации мотивов поведения и деятельности, в постановке целей и выборе путей их достижения. Процессы саморегулирования и саморегуляции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Упрощенная психологическая структура саморегуляции включает в себя следующие элементы: принятие субъектом конкретной цели произвольной активности, программу исполнительских действий, переработку текущей информации, принятие решений, выполнение программы исполнительских действий, проверку результатов, коррекцию действий. Таким образом, саморегуляции представляет собой замкнутый контроль регулирования, является своеобразным информационным процессом, носителями которого выступают различные формы отражения действительности.
Регуляция субъектом своей деятельности и поведения осуществляется на основе волевых усилий.
Основные тенденции поведения индивида в группе. Представление индивида о своей личности будет более конкретным, если определить основные тенденции индивида в реальной группе (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы»).
Заключение
Изучение человека состовляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни. Он дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.
К настоящему времени тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации. Это тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы – проективных тестов.
[1] Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.
[2] Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.
[3] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.
[4] Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.
[5] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.
[6] Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 2003.
[7] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.