В целом проективные тесты требуют широкой теоретической подготовки психолога и соответствующего опыта по применению методик. Проективные тесты дают возможность составить комплексную оценку свойств личности.
Тестовые методики по определению устойчивых особенностей личности. Подкласс тестовых методик по определению устойчивых особенностей личности весьма разнообразен. Рассмотрим некоторые из них, нашедших широкое применение в Школе практической психологии.
Диагностика агрессивности. Агрессивность как качество личности, по определению Р.С.Немова, это не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется у индивида в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Может проявляться и в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или группе лиц. Агрессивность может варьировать по степени агрессивности в форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы. Е.И.Рогов отмечает, что в настоящее время появления агрессии в детских и учебных заведениях стали большой проблемой, волнующей как учителей, так и родителей. Одной из приоритетных задач психолога в учебных заведениях становится психокоррекционная работа с подростками и юношами, особенно с теми, которые более агрессивны по сравнению с другими.
Следует оговориться, что, с одной стороны, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как отсутствие ее у индивида ведет к пассивности и конформности. С другой стороны, чрезмерное развитие агрессивности может формировать такой облик личности, который провоцирует конфликтность, затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию.
Между агрессией и фрустрацией существует определенная связь, когда агрессивность проявляется в качестве защитной реакции субъекта вследствие аффекта, вызванного фрустрационной ситуацией.
Диагностика тревожности. Тревожность – это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующееся двумя показателями – личности и ситуационной напряженностью.
Личностная тревожность – это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (для самооценки, уровня притязаний, отношения к своему «Я» и т.п.).
Ситуационная тревожность – это внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, например, переговорами с официальными лицами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пола или возраста и т.п.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определение уровня тревожности, как отмечает Л.Д.Столяренко – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человеком своего уровня тревожности является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показателя.
Особого внимания требуют лица с высокой и очень высокой тревожностью. Е.И.Рогов отмечает, что подобная тревожность либо порождается реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, однако это видимое благополучие достигается ими неоправданно большой ценой и чревато срывами. У таких школьников отмечаются вегетативные, невротические и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием этого всего являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Диагностика притязаний личности. Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Американскими учеными Д.Макклеландом и Д.Аткинсоном разработана теория мотивация достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерным мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточение внимания на достижении поставленных целей.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиваться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможности временные неудачи. Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивают себя, у них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что в свою очередь ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженном)[7]. В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.