- образование специфических для функциональных подразделений целей;
- затрудняет горизонтальное согласование;
- структура жестка и с трудом реагирует на изменения.
Рассматривая управление предприятием с функциональной точки зрения, подробнее остановимся на объектах управления.
К основным объектам управления на торговом предприятии ООО «Бизнес Фудз» относятся:
- кадры;
- финансы;
- маркетинг;
- информационные потоки;
- закупки;
- складское хозяйство;
- транспортные потоки;
- торговый процесс.
Финансовое управление предприятием включает:
- приобретение финансовых средств;
- использование финансовых средств;
- управление ликвидностью;
- структурирование капитала и имущества;
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
- финансовое планирование и финансовый контроль.
Реализация функций в области маркетинга включает:
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- выбор и реализацию ценовой политики;
- планирование и анализ эффективности рекламной деятельности.
Управление кадрами предприятия подразумевает:
- разработку кадровой документации;
- организация процесса приема на работу;
- организация и проведение аттестаций сотрудников;
- контроль за соблюдением трудовой дисциплины.
Управление информационными потоками включает:
- создание единой информационной базы предприятия;
- обслуживание информационной системы предприятия;
- устранение неполадок в работе оборудования.
Управление складскими запасами подразумевает:
- организацию процесса приемки продукции;
- организацию рационального размещения продуктов на складе;
- организацию оптимальной системы перемещения товара на складе и ее отгрузки;
- ведение складского учета;
- контроль за перемещением товара;
- контроль остатков товара.
Управление закупками осуществляется посредством:
- изучения коммерческих предложений и выбора наиболее выгодных;
- выбора оптимальной схемы доставки продукции;
- изучения товароведческих характеристик продукции;
- определения оптимального размера закупаемой партии продукции.
Управление торговым процессом заключается:
- в оптимальном размещении продукции в магазине;
- в своевременном составлении заявок на продукцию;
- в рациональном распределении полномочий и обязанностей между торговым персоналом;
- в контроле за работой торгового персонала;
- в наиболее полном удовлетворении потребностей покупателей.
Рассмотрим инструментальный аспект управления предприятием ООО «Бизнес-Фудз», дающий ответ на вопрос «чем» осуществляется управление.
Итак, рассмотрим основные методы управления, применяемые руководством ООО «Бизнес-Фудз» в процессе осуществления своей деятельности.
В качестве основных методов управления на рассматриваемом предприятии применяют экономические методы управления. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования. Причем, оплата труда менеджера напрямую связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
В таблице 2.4. представлена динамика средней заработной платы сотрудников ООО «Бизнес-Фудз» с 2004 по 2007 год включительно.
В данной таблице представлена информация о средних существующих окладах, к сожалению, не удалось получить информацию о системе премирования, применяемой на данном предприятии. Известно только о том, что оплата труда управляющих работников высшего звена напрямую зависит от выполнения плановых финансовых показателей, таких как прибыльность и рентабельность предприятия, а оплата труда торгового персонала во главе с управляющими торговых точек от выполнения плана по товарообороту.
Таблица 2.4.
Динамика средних окладов по категориям работников компании «Бизнес Фудз» за период времени с 2004 по 2007 год
Категории работников |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
руководящие работники |
10 000,00 |
12 000,00 |
15 000,00 |
17 000,00 |
административный персонал |
7 000,00 |
8 000,00 |
8 000,00 |
10 000,00 |
производственный персонал |
5 000,00 |
6 000,00 |
6 000,00 |
7 000,00 |
торговый персонал |
3 000,00 |
3 500,00 |
3 500,00 |
4 000,00 |
технический обслуживающий персонал |
2 500,00 |
3 000,00 |
3 000,00 |
3 000,00 |
Немаловажную роль в процессе управления предприятием играют организационно-распорядительные методы управления, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендаций.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. В качестве примера применения социально-экономических методов управления можно рассмотреть следующие элементы кадровой политики ООО «Бизнес-Фудз»:
- выплачиваются пособия при рождении ребенка;
- организуются и проводятся праздничные вечера (Новый год, 8 марта), профессиональные праздники (День торговли и т.д.);
- к юбилеям, проводам на пенсию организуются торжественные мероприятия с вручением ценных подарков;
- выделяется материальная помощь, необходимая для участия детей сотрудников во всевозможных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах;