Как известно SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел "SWOT анализ". Именно с появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз. (Приложение А)
Оценка и анализ внешней среды
Проанализируем внешнюю среду, в которой действует ОАО «Ситалл». Результаты анализа приведены в таблице 3.
Таблица 1
Анализ внешней среды фирмы ОАО «Ситалл»
Группа факторов |
Факторы |
Факторы | |
Способствующие достижению целей |
Препятствующие достижению целей | ||
1. Экономические факторы |
1. Нормы налогообложения. 2. Таможенные пошлины. 3. Курс валюты. 4. Темпы инфляции. 5. Уровень безработицы. |
+ |
- - - - - |
2.Рыночные факторы |
1. Уровень конкуренции. 2. Уровень доходов бизнеса 3. Уровень НТР. 4. Жизненный цикл товара. |
+ + + + |
- - - - |
3.Технологические факторы |
1. Совершенствование технологии производства 2. Совершенствование средств доставки товаров. 3. Совершенствование сбыта продукции. |
+ + + | |
4. Социальные факторы. |
1. Отношение людей к работе и к качеству жизни. 2. Установки, жизненные ценности и традиции. 3. Уровень образования рабочей силы. |
+ + + |
- - |
Проанализируем влияние каждого из внешних факторов на деятельность фирмы ОАО «Ситалл»
Экономические факторы.
Налоги (-)
Одним из факторов внешней среды, оказывающих влияние на фирму, являются нормы налогообложения. В настоящее время налоговая система нашей страны далеко не совершенна. Существует большое количество разнообразных налогов, которые фирма вынуждена выплачивать государству.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы облегчить налоговое бремя предприятий с целью стимулирования их развития, государству необходимо совершенствовать свою налоговую политику, что и делается в последнее время (введение Налогового кодекса, снижение ставок налогов на прибыль, подоходного налога, отмена ряда налогов и т.п.). Таким образом, следует учитывать, что в России будет складываться благоприятная налоговая обстановка.
Кроме того, для фирмы существуют законные способы уменьшения налогового бремени. Основной из них – оптимизация налоговой политики путем внедрения и использования систем управленческого и операционного учета. Кроме того, в первые годы работы фирме предоставлялись некоторые налоговые льготы, но впоследствии они были сняты.
Таможенные пошлины (-)
Данная фирма тесно сотрудничает с иностранными фирмами, использует оборудование иностранных производителей. Следовательно, величина таможенных пошлин будет оказывать значительное влияние на ценовую политику фирмы, что может сказаться на величине сбыта.
Наметившаяся в последнее время тенденция по стимулированию российских производителей, может привести к резкому увеличению таможенных пошлин на ввозимое оборудование, что вызовет рост цен на эту продукцию на нашем внутреннем рынке. Это создаст для фирмы трудности в удержании и расширении своих позиций на рынке. Курс валюты (-)
Сложная нестабильная обстановка в нашей стране, вылившаяся в финансовый кризис, привела к резкому скачку курса доллара. Это вызвало резкое подорожание всех товаров и услуг, прежде всего ввозимых из-за границы. Вначале, руководство ОАО «Ситалл» приняло решение для того, чтобы избежать рублёвых колебаний, производить расчёты по всем счетам, где это допустимо, только в долларах. Однако, последние годы положение стало выравниваться и эта мера стала излишней.
Рыночные факторы.
Уровень конкуренции (±)
Современное общество предоставляет все большему количеству своих членов право выбора при покупке товаров и услуг. И выбор этот в первую очередь базируется на качестве обслуживания. Потребитель уже оценил преимущества интерактивного контакта с продавцом, главными из которых являются быстрая реакция на запросы, высокая скорость выполнения заказов, удобство получения почти неограниченной информации. Высокий уровень конкуренции способствует увеличению качества поставляемой продукции и возможностью выбора поставщиков базовых элементов. Однако увеличиваются и затраты на проведение маркетинговых исследований. Потребитель уже оценил преимущества интерактивного контакта с продавцом в ОАО «Ситалл», главными из которых являются быстрая реакция на запросы, высокая скорость выполнения заказов, удобство получения почти неограниченной информации.
Уровень доходов бизнеса (±)
По официальным данным реальные денежные доходы бизнеса компаний в области в 2007году были на 5% выше, чем в 2006году. На общем фоне сохранения тенденции повышения покупательской способности компаний, развития российской сферы услуг можно сделать вывод, что покупательская способность фирм и населения, которые могут воспользоваться услугами ОАО «Ситалл» растет. По мнению экспертов объяснение тому — направленные потоки "теневого" денежного оборота в выгодную область вложений. Можно сделать следующие выводы: услуги фирмы — товар, который характеризуется растущим спросом; платежеспособность покупателей относительно устойчива.
Уровень развития НТР (±)
Уровень развития НТР оказывает большое влияние на качество производимых товаров и услуг В нашей стране наблюдается постепенный рост уровня развития НТР, частных и государственных предприятий по сравнению с 2007 годом.
Технологические факторы.
Совершенствование средств доставки товаров (+)
Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности. Немаловажную роль в репутации ОАО «Ситалл» играет выполнение заказа точно в срок. Фирма старается отслеживать появление инноваций в области компьютерного и технического обеспечения, для поиска более надежных, быстрых и дешевых выполнения услуг. Также фирма обращает особое внимание на доставку заказов клиентам и в целях повышения конкурентоспособности планирует модернизацию транспортного цеха.