В случае автоматизации управления складом можно выделить следующие общие мотивы:
- повышение эффективности использования складского пространства и пропускной способности склада;
- сокращение времени выполнения основных операций (приемки, комплектации, отгрузки);
- повышение уровня сложности обрабатываемых заказов (как по ассортименту, так и по количеству);
- снижение складских потерь (пропажи товара, потеря товарного вида, истечение срока годности);
- уменьшение расходов на хранение и обработку товара;
- снижение влияния человеческого фактора, уменьшение количества решений, принимаемых оператором;
- повышение эффективности инвентаризации и сокращение времени ее выполнения.
Для достижения этих целей складская система должна быть способна:
- вести учет размещения товара по ячейкам хранения;
- автоматизировать операции:
- размещать товар на складе;
- пополнять ячейки комплектации;
- выдавать задания на отгрузку и маршруты комплектации товара;
- формировать отгрузочную документацию;
- персонифицировать ответственность сотрудников за выполнение отдельных операций, вести различные метрики для оценки эффективности работы персонала;
- формировать задания на выборочную (технологическую) инвентаризацию ячеек и на полную инвентаризацию склада.
Определив цели и задачи, необходимо ответить на важный вопрос: внедрять ли отдельное складское решение и интегрировать его в общую информационную систему предприятия или расширить имеющуюся модулем управления складом? Сегодня рынок предлагает довольно широкий спектр систем управления складом, как недорогих отечественных, так и сложных зарубежных, предназначенных для крупных складских хозяйств. Кроме того, многие современные системы управления предприятием класса ERP имеют в своем составе модуль управления складом. По какому пути пойти?
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из вариантов.
Отдельная складская система. В качестве таковой может выступать как специализированное складское решение, например advantics от PSI logistics GmbH, так и отдельный модуль ERP-системы (в часности, компонент WMS продукта Axapta от Microsoft Business Solutions). Разумеется, допускается также проектирование и написание системы с нуля. Существенным в данном случае является то, что эксплуатироваться будет отдельное приложение со своей собственной базой данных. Оно получает заказы из торговой программы и выдает документы - приходные и отгрузочные. Возможна также передача дополнительной информации в складскую систему и из нее - об ожидаемых поставках товара или об изменении статуса обработки заказов.
Достоинства. Простота проектирования и дальнейших модификаций. Если система является самостоятельной, свобода в ее проектировании и модификациях ограничена только соглашениями по интерфейсам взаимодействия с другими системами. При оценке объемов работ по созданию и модернизации продукта можно использовать стандартные подходы.
Легкость построения территориально распределенного решения. Действительно, если управление складом уже физически выделено из общей информационной системы предприятия, построение надежного территориально распределенного решения (например, для автоматизации удаленных складов) сводится к согласованию интерфейсов.
Более развитая функциональность, чем у стандартного модуля ERP-системы. Вряд ли можно требовать от последней такого же внимания к деталям, какое свойственно специализированному продукту.
Недостатки. Необходимость разработки и поддержки интерфейсов с другими системами. Настройка интерфейсов сама по себе является серьезной технической задачей, а при взаимодействии разных проектных команд к ней могут добавиться еще и организационные сложности.
Отсутствие прямого доступа ко всему набору корпоративной информации. Каким бы емким ни был интерфейс между системами, передать всю информацию из одной в другую практически невозможно, особенно в режиме online. В самом деле, если менеджеру по продажам неожиданно понадобилось узнать статус процесса комплектации одного из заказов, а доступа к складской системе у него нет, потребуются дополнительные усилия.
Возможные расхождения в данных между системой управления складом и модулем управления запасами. Если управление складом и управление запасами ведется в разных системах, нужно быть готовым к тому, что между ними будут расхождения. Процедуру выявления и устранения этих расхождений необходимо разработать заранее.
Выбор нового поставщика. Если в качестве отдельной складской системы будет использоваться специализированная программа, компанию ждут все трудности, связанные с выбором и построением отношений с новым поставщиком.
Необходимость формирования новой команды. Если это совершенно новое для компании ПО, придется создать группу специалистов, обладающих требуемыми навыками для его поддержки и развития.
Необходимость покупки аппаратных средств. Отдельная система, скорее всего, потребует дополнительного оборудования. Его приобретение неизбежно, если она рассчитана на платформу, не применявшуюся ранее на предприятии.
Модуль в интегрированной системе управления предприятием
В качестве примера можно привести все тот же модуль WMS* в системе Axapta или модуль "Управление складом" в Navision. Теоретически его можно разработать самостоятельно и интегрировать в любую ERP-систему*, допускающую модификацию и настройку. Важно, что этот модуль является частью одного приложения и использует общую с ним базу данных.
При использовании WMS (Warehouse Management System — система управления складом) акцент делается на автоматизации управления. С помощью сложных алгоритмов, учитывающих данные о складе и о размещаемых на нем товарах, WMS-системы максимально оптимизируют процесс организации складской деятельности, по сути принимая все управление складом на себя. Для организации эффективной работы склада необходимо выбрать WMS, отвечающую всем требованиям организации бизнес-процессов на складе: работа со штрих-кодами, считывание сроков годности, номеров ГТД и т.п. Одновременно с внедрением WMS потребуется закупить дополнительное оборудование (специальную складскую технику, стеллажи, терминалы), смонтировать сеть и установить серверы. Важно учитывать не только разницу в ценах у различных поставщиков, но и технические характеристики выбираемого оборудования, его возможности и работоспособность, а также наличие центров сервисного обслуживания.
Достоинства. Минимальные затраты на сопровождение приложения и БД. Затраты на сопровождение системы могут существенно различаться в зависимости от того, нужно ли поддерживать одно приложение или два, особенно если они работают на разных платформах.
Использование одних и тех же справочников. Бизнес становится все более динамичным, и справочники (по номенклатуре, клиентам, поставщикам) обновляются весьма интенсивно. Даже при очень надежном интерфейсе иногда происходит задержка обновления справочников и их рассогласование.
Гибкость в выполнении бизнес-процессов. Когда все данные берутся из одного приложения, процессы становятся более гибкими. Например, комплектация заказа для клиента может быть приостановлена, а отгрузка отменена, если уже после размещения заказа превышен кредитный лимит. Менеджеру по продажам не составит труда получить сведения о том, был ли заказ передан в комплектацию, сколько паллет занимает собранный заказ и т. д.