Введение
В рыночной экономике российские предприятия функционируют в постоянно меняющейся экономической обстановке и в крайне нестабильных институциональных условиях. Для того чтобы выжить и адекватно реагировать на изменения рыночных условий, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, обеспечить высокое качество выпускаемой продукции, предприятия должны целенаправленно и планомерно проводить организационные изменения.
Эти положения имеют особое значение для малого бизнеса, поскольку в ходе реформирования экономической системы Российской Федерации практически вся промышленность перешла из государственной собственности - в акционерную (частную). [8, 181]
Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие в стране процессы либерализации и регионализации экономики выдвигают перед малым бизнесом задачу приведения системы управления в соответствие с рыночными условиями.
Целью данной работы является разработка проекта системы управления предпринимательской организации на примере розничного магазина "Лилия" города Липецка. Поставленная цель определила содержание исследования, которое сводится к решению следующих взаимосвязанных задач:
определение "проблемного сценария";
формирование целевой системы управления;
проведение анализа и синтеза эффективной организационной структуры управления;
моделирование и оценка параметров организационной структуры;
оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления.
Объектом исследования является розничный магазин "Лилия" в городе Липецка.
Предметом исследования является процесс проектирования системы управления предприятия.
Методологической и теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам совершенствования организации управления. В процессе исследования применялись методы: опроса, моментных наблюдений, экспертных оценок, моделирования, графический, расчетно-аналитический, а также системный подход.
Информационную базу составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа по Липецкой области, отчетные материалы предприятия, публикации в периодической печати, а также интернет-ресурсы.
Научная новизна работы состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию проектирования системы управления на предприятиях розничной торговли.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в деятельности розничных предприятий Липецкой области и других регионов Российской Федерации в процессе совершенствования систем управления.
Объектом проектирования является розничный магазин "Лилия". Организационно - правовая форма - ПБОЮЛ (предприятие без организации юридического лица). Данная организация является представителем малого бизнеса с общим количеством человек 11 человек. Магазин специализируется на продаже бытовой химии, подарков и других промышленных товаров.
Организационно-правовая основа магазина - ПБОЮЛ. Вид деятельности - розничная продажа промышленных товаров. Численность персонала - 11 человек, аппарат управления состоит из 2 человек: директора и бухгалтера. Организационная структура представлена на рисунке 1.
Объем продаж за 2007 год составил 12 387 390 тыс. руб., что на 13% больше чем в 2006 году и на 21% больше чем в 2005 году. Прибыль в 2007 году увеличилась на 10% по сравнению с предыдущим годом. Основные показатели хозяйственной деятельности представлены в таблице 1 и 2. [7, 288]
Таблица 1.
Структура активов и пассивов в динамике за 2005-2007 годы.
Актив |
01.01.05 |
01.01.06 |
абс. откл. |
01.01.07 |
абс. откл. |
Внеоборотные активы |
8 538 |
26 716 |
18 178 |
27 663 |
19 125 |
в% к итогу |
24,7% |
28,0% |
21,8% | ||
в% к началу периода |
312,9% |
324,0% | |||
Материально-производственные запасы |
22 347 |
56 926 |
34 579 |
83 257 |
60 910 |
в% к итогу |
64,6% |
59,8% |
65,6% | ||
в% к началу периода |
254,7% |
372,6% | |||
Ликвидные активы |
3 699 |
11 616 |
7 917 |
15 987 |
12 288 |
в% к итогу |
10,7% |
12,2% |
12,6% | ||
в% к началу периода |
314,0% |
432,2% | |||
ИТОГО имущества |
34 584 |
95 258 |
60 674 |
126 907 |
92 323 |
Пассив | |||||
Краткосрочные обязательства |
26 793 |
43 699 |
16 906 |
70 627 |
43 834 |
в% к итогу |
77,5% |
45,9% |
55,7% | ||
в% к началу периода |
163,1% |
263,6% | |||
Долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Собственный капитал |
7 791 |
51 559 |
43 768 |
56 280 |
48 489 |
в% к итогу |
22,5% |
54,1% |
44,3% | ||
в% к началу периода |
661,8% |
722,4% | |||
ИТОГО источников имущества |
34 584 |
95 258 |
60 674 |
126 907 |
92 323 |
в% к началу периода |
275,4% |
367,0% | |||
Собственные оборотные средства |
-747 |
24 843 |
28 617 |