2. ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.
Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:
- размещение работника в рабочей зоне;
- положение рабочей зоны;
-последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;
- последовательность вхождения человека в работу;
- появление, наращивание и снижение утомляемости.
Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, при обосновании планировки рабочих мест. Правильная планировка должна предусматривать такое размещение работника в зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых в процессе работы, которые бы обеспечили наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.
Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы.
В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора времени и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление которых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить индивидуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения.
Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных психофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синтетический, к которому относятся методические приемы, основанные на имитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.
При применении первого подхода исходят из того, что любой рабочий процесс можно рассматривать как последовательность определенных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого действия, а также для одного и того же действия, но в различных видах деятельности, разную значимость и вес. Определив возможности человека в отношении этих качеств, можно установить и пригодность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочетания этих качеств.
Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структура системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств.
Психофизиологический групповой показатель
Изучение данного группового показателя необходимо для обеспечения оптимизации приема и переработки информации человеком, а также построение рационального режима труда и отдыха на рабочем месте.
Таблица 2. Критерии психофизиологических возможностей человека.
Системные требования |
Единичные требования |
Параметры | ||||
Параметры |
Ед. изм-ния |
Норматив |
Измеренное значение |
Баллы | ||
1. Требования к конструкции рабочего места |
1.1. Требования к основным параметрам конструкции рабочего места | |||||
1.1.1. Требования к параметрам зон размещения средства отображения информации (СОИ) |
Поворот глаз и головы: | |||||
Влево |
град |
15-95 |
20 |
3 | ||
Вправо |
град |
15-95 |
40 |
3 | ||
Вверх |
град |
0-75 |
10 |
3 | ||
Вниз |
град |
30-85 |
45 |
3 | ||
2. Требования к элементам рабочего места |
2.1. Требования к визуальным СОИ | |||||
2.1.1. Требования к информационной нагрузке человека - оператора при использовании СОИ |
Число СОИ для одновременного наблюдения и управления |
Шт. |
4-9 |
2 |
2 | |
Частота переключения внимания |
Объект |
Регулируется работником |
3 |