Рассмотрим подробно преобразования, которые были проведены относительно старой организационной структуры Департамента.
1. Управление по обеспечению прав детей на образование было переименовано в управление реализации государственной политики в сфере общего образования.
Был ликвидирован отдел организации деятельности по опеке и поручительству и охране прав детей в связи с наделениями данными полномочиями департамента труда и социальной защиты населения.
Отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права на образование был совмещен с отделом координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей, был назван отделом обеспечения безопасности жизнедеятельности и перенесен в управление ресурсного обеспечения.
В общем, в управлении реализации государственной политики в сфере общего образования осталось два отдела:
- отдел общего образования, который раньше назывался отделом общего, специального и дошкольного образования;
- отдел дополнительного образования и технологий воспитания, который раньше входил в состав управления перспективного развития и координации программ образования. В его функции входит контроль и регулирования нормального функционирования разного рода кружков, секций, школ искусств.
Все отделы данного управления раньше подчинялись начальнику управления, должность которого была сокращена, таким образом управление реализации государственной политики в сфере общего образования осталось в непосредственном подчинении заместителя директора.
2. Управление профессионального образования и науки практически не изменился, сменились только названия отделов:
- отдел высшего профессионального образования и науки был переименован в отдел высшего образования и научного обеспечения регионального развития;
- отдел начального и среднего профессионального образования стал отделом довузовского профессионального образования.
Должность начальника управления была сокращена, управление передали в подчинение заместителю директора по профессиональному образованию и науке.
3. Большим изменениям было подвергнуто управление перспективного развития и координации и программ образования.
Отдел воспитательной работы и дополнительного образования был переименован в отдел дополнительного образования и технологий воспитания и перенесен в управление реализации государственной политики в сфере общего образования.
Отдел развития образования и реализации комплексных проектов был совмещен с отделом информационно-аналитического обеспечения, который в новой структуре управления стал называться отделом стратегического анализа и критериального планирования.
Отдел информатизации образования был переименован в отдел информационного обеспечения управления развитием.
4. В структуре управления финансово-экономического обеспечения появился дополнительный третий отдел – отдел координации деятельности государственных образовательных учреждений.
Название отдела финансово – экономического мониторинга целевых программ и госзаказа было упрощено в отдел экономического обеспечения программной деятельности.
Должность начальника управления была ликвидирована, управление осталось под непосредственным подчинением заместителя директора Департамента. В его же подчинение ввели управление бюджетного учета, отчетности и финансового контроля. Состав его остался прежний:
- отдел бюджетного учета и отчетности;
- отдел финансового контроля.
5. Было создано управление ресурсного обеспечения, в состав которого вошли:
- отдел организационно-правового обеспечения;
- отдел кадрового обеспечения системы образования;
- отдел обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- хозяйственная группа.
Отдел организационно-правового обеспечения был образован в результате слияния общего отдела с отделом государственно-правовых и договорных отношений.
В состав отдела кадрового обеспечения системы образования вошел бывший отдел государственной, гражданской службы и кадров и помощник директора.
Хозяйственная группа была выделена из общего отдела. В ее состав входит несколько человек: завхоз и водители.
Таким образом, спроектировав и проанализировав новую структуру управления Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, можно сделать следующие выводы:
1. новая структура является более гибкой;
2. отсутствует нагруженность и большое количество отделов и подразделений во всей организационной структуре;
3. каждый отдел занимается строго работой, касающейся только его ведения;
4. не происходит дублирование обязанностей в различных отделах.
О целесообразности проектирования новой структуры управления будет описано в следующем параграфе.
Для обоснования целесообразности проектирования новой организационной структуры, необходимо дать понятие целесообразности.
Целесообразность - соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой — как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем.
Таким образом, в нашем случае целесообразность – это эффективность новой структуры управления Департамента.
Обоснование целесообразности необходимо провести по четырем разновидностям:
- экономическая;
- организационная;
- социальная;
- интегральная.
1. Экономическая целесообразность заключается в экономическом эффекте от внедрения новой структуры управления.
В нашем случае проектирование новой системы является экономически выгодным проектом по следующим параметрам:
- уменьшение количества отделов приводит соответственно к снижению численности работников, в связи с этим значительно снижаются затраты на заработную плату рабочим;
- сокращение ставок начальник управления во многих подразделениях Департамента также положительно сказывается на экономии средств на заработную плату работникам;
- устранение такого факта, как дублирование обязанностей также экономит средства Департамента на премиальный фонд заработной платы работников. При ранее действующей структуре управления из-за того, что несколько отделов могли выполнять одни и те же обязательства, руководство было вынуждено платить за одну и ту же работу сотрудникам разных подразделений, а соответственно больше в несколько раз.
Таким образом, делаем вывод, что с экономической точки зрения, проектирование новой структуры управления Департамента является эффективным.