Введение
В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение организационной структуры системы управления - это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.
В данной работе речь пойдет о Департаменте образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, на примере которого видно как важно совершенствовать структуру управления в сложившейся экономической обстановке. Изменение организационной структуры управления весьма сложный и болезненный процесс. От того на сколько своевременно производится изменение организационной структуры, зависит и эффективность работы предприятия и его аппарата управления.
Целью дипломной работы является исследование особенностей проектирования структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и содержание организационных структур управления.
2. Рассмотреть классификацию структур управления и выявить типичные недостатки действующих структур.
3. Рассмотреть показатели оценки действующих структур управления, проанализировать механизм проектирования структуры управления и исследовать тенденции проектирования структур управления.
4. Проанализировать действующую структуру управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и спроектировать новую структуру управления.
5. Экономически оценить целесообразность проектирования структуры управления Департамента образования и науки.
Объектом исследования выступает Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Предметом исследования является процесс проектирования новой структуры управления.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Основная часть содержит в себе 3 главы: в первой главе дана характеристика организационной структуры, рассмотрена классификация структур, выявлены недостатки структур управления; во второй главе рассмотрены показатели оценки действующих структур управления, механизм и тенденции проектирования структуры управления; в третьей главе проанализирована действующая структура управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, спроектирована новая структура управления и проведена экономическая оценка целесообразности проектирования структуры управления.
Глава I. Содержание организационных структур управления
Организационная структура включает в себя две составные части – структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов.[1] Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.
Термин «организация» с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.
Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации.[2]
Структура - один из важнейших компонентов системы, отличающейся от структуры наличием целевой ориентации и придающей системе определенную направленность.
Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.
В современной специальной литературе можно встретить около трех десятков определений организационной структуры управления. Среди них имеются и специальные исследования, посвященные разработке понятийного аппарата данного явления. Анализ проведенных исследований позволяет выделить четыре сформировавшихся подхода к определению организационной структуры управления. [3]
Сторонники первого подхода характеризуют организационную структуру управления как состав или единство некоторой совокупности органов управления. Концентрацией исходной позиции сторонников данной точки зрения можно считать определение, сформулированное в ГОСТ 24.525. 0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения», в соответствии с которым под организационной структурой управления производственным предприятием понимается упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью производственного предприятия.