О динамике человеческого капитала в отраслях народного хозяйства Крыма можно судить из приведенной таблицы. Из данных таблицы видно, что за период 2000-2005 годов Крым потерял человеческий капитал на общую сумму 15,6 млрд. грн. Это огромный урон. Часть специалистов и высококвалифицированных рабочих эмигрировала. Зарубежным государствам это очень выгодно: не надо затрачивать огромные суммы на подготовку специалистов. Они приехали из Крыма.
Произошло структурное изменение числа занятых в народном хозяйстве, что повлекло изменение в составе человеческого капитала. Если в его структуре в 2000 г. промышленность занимала 23,2%, то в 2005 г. только 18%. Сельское хозяйство в 2000 г. располагало человеческим капиталом на 5,9 млрд. грн., а в 2005 г. человеческого капитала осталось на 4,2 млрд. грн.
Учитывая специализацию Крыма как рекреационно-оздоровительного комплекса, можно считать позитивной тенденцией то, что доля человеческого капитала в отраслях здравоохранения, туризма, физкультуры возросла с 11% в 2000 г. до 14,5% в 2005 г.
Однако за этот же период неоправданно возрос человеческий капитал, занятый в аппарате управления Крыма. В 2005 г. он составил 4,68% всех занятых в народном хозяйстве, в то время как в 2000 году этот показатель составил всего 1,5%.
Приведенные данные свидетельствуют о серьезной угрозе в воспроизводстве кадров, подготовке специалистов и приводят к заключению, что проблема формирования человеческого капитала и его сохранения становится первостепенной задачей настоящего и будущего Крыма.
Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Верховной Рады Украины в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации украинской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.
Необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, изменить систему бюджетного финансирования путем перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов. Необходимо также повысить контроль за эффективностью использования внебюджетных средств.
Основные усилия Верховной Рады Украины в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.
Предусматривается осуществление следующих мероприятий:
стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
информатизация образования;
расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;
формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;
дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;
ежегодное поощрение лучших учителей.
Кроме того, первоочередными мерами являются:
оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;
переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;
оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации украинского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем осуществления следующих мер:
а) обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей: создание общенациональной системы оценки качества образования на всех уровнях образования, а также при прохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности;
расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь, повышения квалификации и переподготовки кадров) путем привлечения в эту сферу различных не образовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ;
развитие общественных профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда требований к реализации профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также проведение оценки (аттестации и аккредитации) качества образовательных программ;
реструктуризацию системы профессионального образования,
переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности, будут осуществляться в отношении образовательных программ;
б) осуществление перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, создание организационных и правовых механизмов интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.
Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.
На всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. Повышение качества высшего и послевузовского образования будет основываться на интеграции образования, науки и практической деятельности;