Анализ показал, что число обучившихся работников на предприятии достаточно велико, их число за три года увеличилось на 71 человека, доля выросла на 8,32 %. Достаточно большое число рабочих прошедших обучение.
Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала. В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя.
Рабочие должности не предполагают значительного продвижения по служебной лестнице. В основном рабочие повышают свой квалификационный разряд. В цехе 2422 велика доля рабочих, она составила в 2008 году 80,7 % (151 чел.).
По уровню образования персонал рабочих специальностей распределен, как представлено на диаграмме Рис. 12.
Рис. 12. Распределение рабочих цеха 2422 по уровню образования
Данные диаграммы, показывают, у рабочих достаточно высокий уровень образования – 44,37 % рабочих имеют образование выше среднего. Рабочие, имеющие высокую квалификацию, образование и пользующиеся уважением, могут быть назначены мастерами.
Важный момент, который должен решаться на предприятии - мотивация труда. Для этого необходимы знания в области психологии работы трудовых коллективов [17]. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции, - многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу.
Цель предприятия - рост производительности труда, повышение качества продукции, рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразными потребностями могут не совпадать и даже часто не совпадают.
Как отмечалось выше в цехе 2422 достаточно высокая текучесть кадров и, особенно среди вновь принятых молодых работников. Также периодически возникают конфликты, как между работниками, так и между работниками и администрацией. Многие рабочие, с большим трудом устроившись на предприятие, испытывают разочарование, отсюда частые нарушения дисциплины и увольнения.
Определить мотивационные составляющие производственного процесса цеха 2422 можно путем их анкетирования. Проведение беседы целесообразно как средство получения дополнительной информации или уточнения тех или иных данных или моментов, полученных в результате анкетирования [16].
В анкетировании участвовало 41% рабочих (62 чел.). Для анкетирования была выбрана именно эта группа работников, так как число проблем в ней больше, чем в других группах работников цеха.
Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности.
Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность.
В анкетировании участвовали рабочие мужчины и женщины из различных возрастных групп и имеющие разный уровень образования с учетом репрезентативности выборки.
Женщины – 16 чел. (25,8%); мужчины - 46 чел. (74,2%).
С учетом возрастных групп и уровня образования выборка имеет следующий вид:
Рис.13. Выборка рабочих для анкетирования с учетом возрастных групп и уровня образования (чел.)
Для анкетирования использовалась анкета, приведенная в Приложении 3.
Для исследования удовлетворенности трудом использовался опросник, представленный на сайте market-journal [22], который специализируется на материалах по управлению персоналом.
Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие.
Результаты анкетирования в цехе 2422 приведены в табл. 7.
Таблица 7 Результаты анкетирования
Мотивирующие факторы |
Средний уровень оценки |
Организация труда |
2,99 |
Содержание работы, которую приходится Вам выполнять |
2,79 |
Санитарно-гигиенические условия труда |
2,74 |
Уровень заработной платы |
2,64 |
Система премирования |
2,76 |
Отношения в коллективе |
2,83 |
Отношения с руководством |
2,99 |
Отношения администрации к запросам работников |
3,03 |
Перспективы роста |
3,00 |
Объективность оценки работы руководством |
2,87 |
Возможность обучения и повышения квалификации |
3,64 |
Степень своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития |
2,86 |
Степень обеспеченности всем необходимым для работы |
2,83 |
Решение социальных вопросов |
2,49 |
5 - высокая оценка
4 - хорошая оценка
3 - средняя оценка
2 - плохая оценка
1 - очень плохая оценка
Результаты анкетирования работников показали, что практически по всем ответам получены средние результаты. Результаты ответов варьируют от 3,64 до 2,49 баллов. Наиболее высоко оценили работники возможность повышения своей квалификации - средний балл 3,64 (Рис. 14).
Рис. 14. Распределение мотивирующих факторов по уровню значимости
Наименьшее удовлетворение рабочие испытывают от решения социальных вопросов (2,49 балла) и уровня заработной платы (2,64 балла), учитывая условия труда ее нельзя считать высокой.
На предприятии социальные проблемы решаются плохо, но это характерно не только для предприятия «ЦСКБ-Прогресс», но и почти для всех унитарных предприятий в России. Также не совсем устраивает работников система премирования и санитарно-гигиенические условия труда. По данным анкетирования средний бал по данным мотивирующим факторам составляет соответственно 2,74 и 2,76 баллов.