- при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.
Данный перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.
В то же время отказ работника выполнять сверхурочные работы, применяемые согласно ст. 121 ТК либо коллективному договору, соглашению, является нарушением трудовой дисциплины, которое может повлечь дисциплинарную ответственность.
В соответствии со ст. 122 ТК сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.
В это предельное количество не включаются сверхурочные работы, выполненные в случаях, предусмотренных ст. 122 ТК. Здесь учитываются только работы, производимые с согласия работника и на основании коллективного договора, соглашения.
Право сокращать (но не увеличивать) предельное количество сверхурочных работ предоставлено Правительству Республики Беларусь. Правительство может делать это на определенный срок (а не на неопределенный период) в масштабе страны, отрасли или территории (а не по отношению к отдельным нанимателям) и при необходимости трудоустройства незанятого населения.
Сверхурочные работы подлежат учету по типовой форме Т-15 на основе документов, оформленных на производство таких работ, с указанием в них отработанного времени и других данных, необходимых для определения доплат за эти часы работы. Информация о количестве сверхурочных работ предоставляется работнику по его требованию [1, с.293].
Порядок присвоения квалификационных категорий специалистам наниматель устанавливает самостоятельно на основании локального нормативного правового акта организации (например, положения о присвоении квалификационных категорий).
Аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий (далее - аттестация) проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы [3, с.611].
Рекомендуемый порядок присвоения квалификационных категорий приводится в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (в редакции от 30 октября 2007 г. № 135; далее - Общие положения).
Присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.
Так, например, по должностям работников бухгалтерской службы «бухгалтер» предусмотрены следующие квалификационные требования, представленные в таблице 1.
Кроме того, при присвоении квалификационной категории учитывается сложность выполняемых специалистом трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и др.
Квалификационные категории присваиваются по тем должностям специалистов, по которым квалификационными характеристиками ЕКСД установлено внутридолжностное категорирование в том порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими квалификационными требованиями.
Примерами таких должностей являются: «экономист», «инженер», «специалист по кадрам», «аудитор» и др.
К аттестации допускаются специалисты, имеющие определенные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.
При этом наниматель вправе в установленном порядке предусматривать наряду с требованиями квалификационной характеристики дополнительные требования к знаниям, профессиональной подготовке, стажу работы и др. при присвоении квалификационной категории специалистам соответствующего направления деятельности. Например, такими требованиями для выполнения соответствующих должностных обязанностей могут быть требования к обязательному прохождению повышения квалификации, знанию иностранного языка, знанию специальных правил и инструкций по направлению деятельности и др. [8, с.64].
Квалификационные категории присваиваются работникам последовательно (вторая, первая, высшая) и в дальнейшем их подтверждения не требуется, если иное не предусмотрено законодательством. Например, учитывая, что для присвоения 2-й квалификационной категории квалификационными требованиями должности «бухгалтер» предусмотрено наличие стажа работы в должности бухгалтера без категории не менее 3 лет, то присваивать работнику 2-ю категорию по данной должности наниматель вправе не ранее чем через 3 года работы по должности бухгалтера без категории (табл.1.).
В порядке исключения специалисту не имеющему квалификационной категории и назначаемому (принимаемому) на должность, может быть присвоена квалификационная категория при условии наличия у него стажа работы, предусмотренного квалификационными требованиями квалификационной характеристики соответствующей должности, в т.ч. опыта работы на руководящих должностях по данному направлению деятельности. При этом учитывается имеющийся у него практический опыт работы, а также деловые, личностные качества специалиста, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков.
Иными словами, указанный порядок исключения может применяться только в отдельных случаях, в частности, при наличии у работника продолжительного стажа работы в должностях по соответствующему направлению деятельности.
Порядок исключения для присвоения квалификационной категории для случаев, когда у работника отсутствует необходимый опыт работы, законодательством не предусмотрен.
Таблица 1
Квалификационные требования
Должность |
Квалификационные требования |
Главный бухгалтер |
Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет (квалификационная характеристика должности «главный бухгалтер»). Высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет (Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности») |
Бухгалтер 1-й квалификационной категории Бухгалтер 2-й квалификационной категории Бухгалтер |
Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера 2-й категории не менее 3 лет Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет Высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием в области учета и контроля, не менее 3 лет (квалификационная характеристика должности «бухгалтер») |
Бухгалтер-ревизор 1-й категории Бухгалтер-ревизор 2-й категории Бухгалтер-ревизор |
Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера-ревизора 2-й категории не менее 3 лет Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера-ревизора либо на других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 1 года (квалификационная характеристика должности «бухгалтер-ревизор») |
Кассир |
Общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе (квалификационная характеристика должности «кассир») |