Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:
- существующие технологии;
- ограниченные объемы финансирования;
- доминирование зарубежных компаний на отечественном рынке наукоемкой продукции;
- отставание отечественной производственно-технологической базы от уровня зарубежных компаний;
- низкий уровень организации управления наукой и наукоемким производством;
- несовершенство методов мотивации и оценки вклада сотрудников в процесс разработки и производства наукоемкой продукции;
- высокий уровень неопределенности и риска при принятии решений.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений в сфере науки и наукоемкого производства должен осуществляться с учетом особенностей этой сферы народного хозяйства, а также влияния внутренних и внешних факторов и ограничений. Это позволит повысить качество и обоснованность решений на всех уровнях управления.
Экономисты, предполагают, что сектор услуг в России будет расти в ближайшие годы быстрее, чем реальный сектор. Это объясняется не только ростом доходов населения, но и унаследованной от СССР недоразвитостью сектора услуг.
Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности, это действия, дела или исполнение работы. Услуга — это продукт неосязаемый и скоропортящийся. Он создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). Услуги горничной экономят время потребителя за счет выполнения домашней работы. Услуга по базе данных размещает информацию в форме, наиболее удобной для менеджера. Вечер, проведенный в ресторане или кинотеатре в середине загруженной рабочей недели, обеспечивает психологическое восстановление сил.
Существует множество факторов роста сектора услуг, среди них:
-увеличение эффективности деятельности сельского хозяйства и производства, которое освобождает рабочую силу для услуг;
-освобождение рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей для производства, а затем для сферы услуг;
-сравнительное преимущество в международной торговле;
-спад доли инвестиций в ВВП в высокоразвитых индустриальных странах;
-увеличение этой доли в БВП в странах с низким доходом;
-рост дохода на душу населения;
-урбанизация;
-демографические перемены;
-расширение международной торговли;
-рост услуг, сопутствующих производству.
Расширение таких услуг, как транспортировка и государственные коммунальные услуги, необходимо для развития промышленности и размещения товаров. Кроме того, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, как финансовые операции, операции с недвижимостью и страхование.
С ростом доходов населения процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов тратится в первую очередь на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. При дальнейшем увеличении доход тратится на образование, здравоохранение, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.
Таким образом, особенности сферы услуг с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:
-участие потребителя в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает свои пожелания в процессе оказания услуг);
-высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя;
-высокая трудоемкость работ в сфере услуг;
-динамичность инновационных процессов в условиях постоянного развития сферы;
-высокие требования к социально-психологическим навыкам сотрудников, задействованных в оказании услуг;
-расчет производственных мощностей не по среднему уровню спроса, а по пиковому спросу со стороны покупателей;
-высокая доходность операций в сфере услуг;
-пересечение функций маркетинга и производства.
Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере оказания услуг
-политико-правовая среда;
-социально-культурная среда;
-технологическая и природная среда;
- демографическая и экономическая среда;
-специализация предприятия;
-организационно-правовая форма предприятия;
-месторасположение предприятия;
-потребности и желания потребителей;
-сезонность;
- личностные характеристики продавца и покупателя, и т.п.
Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:
-определение и измерение качества весьма затруднительно;
-создание запасов продукции не всегда возможно;
-высокая трудоемкость процесса вследствие высокой степени индивидуализации продукции;
Характеристика среды принятия маркетинговых решений. Маркетинг подразумевает управление рынком, направленное на осуществление обмена и создание отношений с целью предоставления потребительской ценности и удовлетворения нужд и запросов потребителя
Основные виды маркетинговой деятельности:
разработка товаров
- анализ рынка;
- коммуникации;
- поставки;
- установление цен;
обслуживание.
Управление маркетингом на предприятии — это совокупность процессов анализа, планирования, реализации и контроля программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевыми покупателями для достижения целей компании
Объект управления в маркетинге — маркетинговая деятельность предприятия. Основная особенность объекта управления заключается него
динамичности и наличии множества неконтролируемых факторов, оказывающих на него влияние.
Субъект управления, т.е. лица, принимающие маркетинговые решения руководство компании, сотрудники отдела маркетинга.Цели субъектов управления:
- устойчивость, выживание компании в долгосрочной перспективе;
- максимизация текущей прибыли;
- оптимизация доли рынка;
- лидерство в области качества.
К субъектам управления маркетингом предъявляются повышенные
требования в сфере владения маркетинговыми инструментами. Кроме
того, высокие требования предъявляются и к личностным характеристикам маркетологов, таким как способность к творчеству оптимистический подход к жизни и целеустремленность.
К основным факторам, влияющим на принятие маркетинговых решений можно отнести следующие:
- технологическаяи природная среда;
- демографическая и экономическая среда;
- наличие и особенности маркетинговых посредников;
- наличие и особенности контактных аудиторий
-наличие и особенности поставщиков;
-наличие и особенности конкурентов;