Задача 1
Составьте прогноз:
1) располагаемого дохода домашних хозяйств (ДДХ);
2) амортизационного фонда (А).
Исходные данные
В анализируемом году страна имела следующие показатели:
валовый внутренний продукт (ВВП) - 250 млрд. евро;
чистые инвестиции частного сектора (ЧИЧС) - 37,5 млрд. евро;
государственные закупки (ГЗ) -37,5 млрд. евро;
потребление домашних хозяйств (ПДХ) - 125 млрд. евро;
поступление в государственный бюджет прямых налогов (ПН) - 10 млрд. евро;
субвенции предпринимателям (СП) 15 млрд. евро;
экспорт (Э) - 75 млрд. евро;
импорт (И) - 55 млрд. евро.
Алгоритм решения задачи
Для составления государственного бюджета используются макроэкономические показатели: валовый национальный доход (ВНД); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП).
1. Рассчитывается величина ВНД на основе данных о его использовании:
ВНД = ПДХ + ЧИЧС + ГЗ + Э-И
ВНД = 125 +37,5 + 37,5 + 75 – 55 = 145 млрд. евро.
2. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как разность между ВНД и прямыми налогами (ПН): ДДХ = ВНД – ПН.
ДДХ = 145 – 10 = 135 млрд. евро.
3. Амортизационный фонд (А) представляет собой разность ВВП и ЧНП. При этом ЧНП =ВНД + ПН – СП.
А = ВВП – (ВНД + ПН – СП).
ЧНП = 145 + 10 – 15 = 140 млрд. евро
А = 250 – 140 = 110 млрд. евро.
Задача 2
Примите стратегическое решение в области маркетинга о целесообразности заключения нового договора о реализации партии пейджеров. Рассчитайте минимально-приемлемую цену (т.е. цену, сохраняющую прежнюю сумму прибыли), на которую может соглашаться руководство фирмы.
Исходная информация
Фирма получила альтернативное предложение о приобретении 5 тыс. пейджеров. Если руководство примет это предложение, то постоянные затраты возрастут на 10 тыс. руб., фирма также должна будет отказаться от изготовления 2 тыс. пейджеров в основном производстве. Производственные издержки составят 130 руб./ед., переменные издержки на сбыт - 18 руб./ед, средние постоянные издержки -7 руб./ед., цена - 250 руб./ед, себестоимость основного производства - 155 руб./ед.
Алгоритм решения
1) Определите себестоимость заказа:
ПИ - производственные издержки;
- переменные издержки на сбыт;
- средние постоянные издержки;
- постоянные затраты;
- количество пейджеров, которые будут «сняты» с основного производства;
- количество пейджеров, которые фирма будет реализовывать.
Если дополнительных издержек для выполнения заказа не требуется, т.е. С1<С0 (С0 – себестоимость основного производства), а продажа увеличит массу прибыли фирмы, то руководство должно принять поступившее предложение.
2) Минимально приемлемая цена определяется как сумма себестоимости заказа и прибыли, которую обеспечивали пейджеры ():
,
где Ц0 – цена одного пейджера до поступления заказа;
С0 – себестоимость основного производства.
рублей
Таким образом, самая оптимальная цена будет составлять 188,8 рублей.
Задача 3
Примите стратегическое решение в области производства: какие из средств выгоднее производить организации.
Исходные данные для прогнозирования
Показатели |
Оборудование А |
Оборудование Б |
1. Цена реализации, ден. ед. |
20 |
25 |
2. Переменные издержки на единицу продукции, ден.ед. |
8 |
19 |
3. Валовая маржа на единицу продукции, ден.ед. |
12 |
6 |
4. Коэффициенты валовой маржи на единицу продукции, ден.ед. |
0,6 |
0,24 |
В прогнозируемом периоде будет отработано 20 тыс. чел.-часов, за 1 человеко-час производится 1 единица оборудования А или 3 единицы оборудования Б.
Алгоритм решения
Для принятия решения необходимо определить тот вид оборудования, который за ограниченное количество человека-часов принесет организации наибольшую сумму валовой маржи, следовательно, прибыли.
С этой целью сначала рассчитаем валовую маржу за один человеко-час. Затем определим общую величину валовой маржи за весь объем работы.
1) За каждый человеко-час производится валовой маржи (ВМі):
ВМі = ВМеді * Ni ,
где ВМедi - валовая маржа на единицу продукции i-го вида, ден. ед.;
Ni - количество продукции i-го вида, производящейся за 1 человеко-час.
2) Общая величина валовой маржи за весь объем работы:
ВМіΣ = ВМі * t,
где t - объем человеко-часов в прогнозируемом периоде.
Сравнивая ВМіΣ для оборудования А и Б, принимают окончательное решение. Может возникнуть ситуация, когда выгоднее производить товар с наименьшим коэффициентам валовой маржи на единицу изделия, но с наибольшей суммой валовой маржи на человеко-час.
ВМі А= 12 * 1 = 12 ден. ед.
ВМі Б = 6 * 3 = 18 ден. ед.
ВМіΣ А = 12 * 20 = 240 ден. ед.
ВМіΣ Б = 18 * 20 = 360 ден. ед.
Таким образом, выгоднее производить товар Б, который можно продать по высшей цене в 25 ден. ед. с наименьшим коэффициентом валовой маржи, составляющей 0,24 ден. ед.
Задача 4
Правление компании должно принять стратегическое решение о перспективном профиле производства. При этом есть 3 варианта предпочтения:
1) услуга А,
2) услуга Б,
3) услуга В.
Развитие рынка не определено. Возможны следующие тенденции:
1. Постоянное увеличение емкости рынка при неизменной структуре спроса.
2. Малый экономический рост.
3. Медленное расширение емкости рынка в условиях активизации конкурентов.
В зависимости от ситуации на рынке эксперты определяют следующие показатели прибыли.
Исходные данные
Стратегия компании связи |
Прибыль, в зависимости от ситуации на рынке (ден. ед.) | ||
1 |
2 |
3 | |
1. услуга А |
31 |
42 |
36 |
2. услуга Б |
60 |
15 |
30 |
З. услуга В |
45 |
30 |
48 |