Для обеспечения достижения компании своих целей применяется контроль. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. В первую очередь контролируется правильность исполнения соответствующих обязанностей, как начальника, так и сотрудников, а также все полномочия, делегируемые подчиненным. Контроль – это не делегируемая обязанность руководителя компании, только заместитель, действующий от имени руководителя и назначенный им, может осуществлять контроль вместо него. Условием проведения контроля является определение критериев, на основании которых будет проверяться поведение и результаты работы сотрудника. Такими критериями являются: 1) работы, которые утверждены в договоре между подрядчиком (нашей организацией) и заказчиком и должны быть выполнены производственными участками в установленный срок с учетом всех согласованных требований заказчика (контролируются срок и качество выполненных работ); 2) контроль за рациональным использованием ресурсов – сопоставляются сметные нормативы и фактически закупленные материалы; 3) контроль за морально-психологической обстановке в коллективе – количество увольнений, проступков, взысканий, а также моральное состояние работников; 4) контроль за делегируемыми полномочиями – каких успехов достигло руководство производственного участка с делегированием им властных полномочий. В нашей организации применяются следующие виды служебного контроля: 1) выборочный; 2) контроль результатов работы.
Выборочный контроль зачастую являются предварительным, при котором руководитель путем выборочных проб проверяет ведет ли себя сотрудник при выполнении своих задач в рамках установленных норм, и приведут его действия к достижению поставленных производственных задач. Важно установить, правильно ли в конкретном случае вел себя сотрудник – как в профессиональном, так и в управленческом отношении. При необходимости (при выявлении отклонений) возможна корректировка действий сотрудника. Выборочный контроль должен предупреждать ошибки, а если они уже возникли, то выявлять их и исправлять. Основой для выборочного контроля является описание рабочего места, поставленные цели и задачи, директивы и «Общая инструкция по управлению». Руководитель просматривает ход работы сотрудника и проверяет выполнение им отдельных процессов. Время проверки изменяется и неизвестно сотруднику. Служебный контроль охватывает следующие процессы:
1. Определение фактического состояния дел путем выборочной пробы. Для этого применяются: командировки с выездом на объекты, во время которых происходит инспектирование производственных процессов; экспертиза, проводимая подразделениями, наделяющимися контрольными полномочиями (Отдел технического контроля проверяет качество и соответствие техническим нормам и стандартам объектов строительства, отдел техники безопасности – безопасность для сотрудников, участвующих в выполнении работ, окружающей среды, общества).
2. Анализ выборочной пробы.
Сюда относится:
- сравнение фактического состояния с плановым заданием; т.е. определение, вел ли себя сотрудник в рамках поставленных целей, директив и норм;
- выяснение, где в конкретном случае имели место отклонения, и каковы причины их возникновения, при этом учитываются все отягчающие и смягчающие вину сотрудника обстоятельства.
Служебный контроль проводится целенаправленно. Руководитель определяет главное в работе своего сотрудника, опасности и риски, где могут быть источники ошибок или возникать опасности.
По окончании выборочной проверки проводится анализ его результатов, а с сотрудниками проводится беседа в отношении выводов, которые они должны будет извлечь из результатов проверки. Сотруднику дается возможность изложить свою точку зрения, касающуюся причин, возникшей ситуации и выводов для ее исправления.
Контроль результатов работы сотрудников осуществляется на основе объективных документов и не зависит от субъективного мнения руководителя. Для проведения контроля результатов работы в нашей компании имеются следующие средства:
- служебные и простые беседы с сотрудником;
- письменные документы, доклады, статистические материалы, выписки из документов и т.д.
Проверка результатов работы затрагивает как профессиональную, так и управленческую стороны деятельности сотрудника. Результаты работы сотрудника оцениваются с учетом всех положительных и отрицательных моментов, оказавших влияние на его деятельность в этот период. В результате проведенного контроля результатов работы, возможно одно из следующих действий:
- изменение целей, плановых заданий, временных целей, существующих указаний;
- дополнительные указания;
- организационные изменения;
- принципиальное изменение прежних методов работы;
- усиление служебного контроля;
- поощрение сотрудника;
- перевод сотрудника (не только из-за недостаточной квалификации, но и в виду его склонностей, знаний);
- повышение сотрудника по службе;
- увольнение сотрудника.
Завершающим этапом проведенного контроля является обсуждение с сотрудниками, которые наделялись полномочиями, и чья работа проверялась выводов и результатов проверки.
Заключение
Гарцбургская модель управления является наиболее совершенной системой управления человеческими ресурсами, поскольку сотрудникам передаются компетенция и ответственность, самостоятельно принимать решения и осуществлять их. Гарцбургская модель управления призвана активизировать не используемые мотивы сотрудников и поддержать их в стремлении к самостоятельным действиям. Главным достоинством данной модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации и ее конкурентные преимущества.
Основной причиной внедрения Гарцбургской модели управления на нашем предприятии послужило увеличение масштабов деятельности и строительство промышленных объектов, находящихся за пределами Белгородской области. С расширением деятельности и увеличением численности персонала прежняя модель управления, основанная на единоличном принятии решений, всеобъемлющем контроле и отсутствию делегирования полномочий на нижние уровни управления оказалась неэффективной. Управление персоналом на предприятии возможно лишь при том условии, что для каждого рабочего места будут чётко определены цель, задачи, компетенции, и вытекающие из них полномочия. Поэтому в нашей компании были разработаны и внедрены описание рабочих мест сотрудников. Также были установлены общие принципы управления, содержащиеся в «Общей инструкции по управлению». В ней оговорены профессиональные взаимоотношения между руководством предприятия и подчинёнными, и как подчинённые должны относиться к своему руководству.
С внедрением на предприятии ОРМ и ОИУ и определения сотрудников, которым делегируются полномочия, стал возможным переход от линейно-функциональной схемы управления к дивизиональной, в основу которой положен территориальный принцип, при котором, каждое из входящих в организацию производственных подразделений специализируется на оказании строительных услуг для нужд данного региона. Важными факторами успешного внедрения Гарцбургской модели управления являются взаимное информирование руководителей и подчиненных, организация взаимодействия различных подразделений и контроля делегированных полномочий.