Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах
эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого – на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.[1]
Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др. (таблица №8) .
Таблица:№8
Процесс предпринимательства |
Определение и оценка возможности и бизнеса | Разработка бизнес-плана |
Определение потребности в ресурсах |
Управление предприятием |
Продолжительность возможности бизнеса |
Раздел I Вступление Описание бизнеса Содержание плана |
Определение необходимых ресурсов |
Разработка стиля управления | ||||
Определение имеющихся ресурсов | |||||||
Рынок для реализации возможностей бизнеса |
Внедрение системы контроля |
Анализ конкуренции |
Раздел II Описание предприятия (резюме) Анализ отрасли План производства План маркетинга Финансовый план Организационный план Заключение. Расчет эффективности |
Идентифицирование потребности в ресурсах |
Разработка организационных процедур | ||||
Ценность возможности бизнеса для рынка и предприятия | |||||||
Определение поставщиков необходимых ресурсов | |||||||
Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные стороны, слабые, возможности и угрозы, их оценка) | |||||||
Риск и прибыль, которые содержат возможность бизнеса | |||||||
Разработка подхода в отношении к поставщикам | |||||||
Определение факторов успеха | |||||||
Согласование возможности с предпринимательскими знаниями, навыками, желаниями |
Глава II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социально-ориентированное рыночное хозяйство с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России.
Функционирование рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового пространства, где нормы права создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной деятельности и т.д., а вместе с тем юридически опосредуют все многообразие форм – производственного, коммерческого и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен законодательно в качестве абсолютного частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существенных границ между субъектами Федерации, за исключением тех случае, когда это предусмотрено законом в интересах общественной безопасности, защиты людей, охраны культурных ценностей и природы. Несмотря на принятия множества законов, при вступлении России в рынок не сложилась эффективная правовая система, которая обеспечивала бы разумное сочетание свободы предпринимательства конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной основой развития предпринимательства, не говоря уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом.