Такие показатели, как прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, на 1 чел. час. затрат труда, на 1000 грн основных производственных фондов снизили свои результаты.
Рассмотрим чистую прибыль: все показатели улучшились в 2004 году, так как в 2002 году хозяйство понесло убытки в сумме 34 тыс. грн.
Уровень окупаемости говорит о том, что на протяжении трех лет предприятие покрывало все свои затраты по реализации продукции и при этом получало дополнительную прибыль.
Чтобы предупредить банкротство, очень важно правильно оценить и спрогнозировать предбанкротное состояние предприятия, определить ту критическую границу, которая является угрозой банкротства. Такая оценочная информация дает возможность собственникам и менеджерам своевременно принимать систему мероприятий по оздоровлению экономики предприятия и достижению их стойкой финансово-экономического положения.
В мировой практике с этой целью используют индекс Альтмана, который базируется на использовании экономических показателей. Для прогноза банкротства отечественных аграрных предприятий использование индекса Альтмана некорректно, поскольку коэффициенты при финансово-экономических показателях рассчитывались в другой рыночной среде и для других типов предприятий. Поэтому для нас полученная Альтманом модель прогнозирования банкротства имеет лишь познавательно - методическое значение.
Таблица 4.
Расчет индекса Альтмана
Показатели |
Величина |
Удельный вес,% |
1. Авансированный капитал, тыс. грн. |
2316 |
X |
2 Прибыль до налогообложения, тыс. грн. |
19 |
X |
3. Стоимость товарной продукции, тыс. грн. |
925 |
X |
4. Заемный капитал, тыс. грн. |
211 |
X |
5. Собственный капитал, тыс. грн. |
2105 |
X |
6. Стоимость собственных оборотных средств, тыс. грн. |
574 |
X |
7. Реинвестиционный капитал, тыс. грн. |
154 |
X |
8. К,=2/1*3,3 |
0,003 |
0,04 |
9. К2 = 3/1*0,99 |
0,39 |
5,78 |
10. К3 = 5/4*0,6 |
5,98 |
88,59 |
И. К4 = 7/1*1,4 |
0,09 |
1,33 |
12. К5 = 6/1*1,2 |
0,29 |
4,26 |
13. Индекс Альтмана (8+9+10+1 1+12) |
6,75 |
100 |
14. Критический уровень Альтмана |
2,675 | |
15. Соотношение фактического уровня к критическому |
2,5 |
Рассчитав индекс Альтмана, видно, что Z$. dKt> ZKpHT (6,75>2,675), это говорит о том, что наше предприятие имеет стабильное финансово-экономическое положение и далеко от банкротства.
Мы рассмотрели организационно-экономическое состояние СООО «Надия», что касается управления хозяйством, то следует отметить.
Руководство предприятием осуществляет директор, которого назначили собранием учредителей единогласным голосованием. Хозяйство самостоятельно устанавливает структуру управления и штаты. Штатное расписание административно-управленческого персонала СООО «Надия» состоит из 15 должностного лица.
Весь трудовой коллектив хозяйства подчиняется директору, который отвечает за результаты деятельности перед учредителями.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
Стратегическое планирование включает в себя следующие этапы:
определение миссии предприятия;
анализ среды;
определение целей деятельности фирмы;
анализ стратегических альтернатив;
выбор стратегии.
Первым и может быть существенный шаг в процессе стратегического планирования - определение миссии предприятия.
Миссией СООО «Надия» является удовлетворение потребностей клиентов путем производства высококачественной продукции, являющейся конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
Главной целью деятельности общества - это получение прибыли путем производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки, реализации и осуществления других видов деятельности.
Следующий этап стратегического планирования - это анализ среды.
Каждое аграрное предприятие осуществляет свою деятельность не изолированно, а в определенном контакте с внешней средой, которой предоставлены известными силами, которые действуют за его пределами. Эти силы с разной степенью активности, непосредственно или опосредованно, быстро или медленно, предусмотрено или не предусмотрено влияют на жизнь предприятия, задевают его интересы. На одни силы предприятие может в определенной степени влиять, стараться скорректировать их действие в своих интересах, тем не менее, другие есть полностью не контролированными.