В практике работы аппарата управления ООО "Премьер-Тула Плюс" применяются такие организационно-распорядительные методы управления, как:
1) распорядительные (приказы, инструктаж, инструктирование и координация работы, распоряжения)
2) организационные (организационное регламентирование в виде Устава (Приложение 1), организационная структура управления, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников.
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей организации.
Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных, эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность.
К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся:
1) налоговая система страны и 2) кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения и т.п., относятся:
система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.
В качестве примера применения экономических методов управления персоналом можно привести следующее:
Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированное питание для своего персонала. Это могут быть система горячих обедов за счет фирмы, автоматы для продажи горячих напитков и лёгкой закуски, полное питание за счет фирмы.
Товары со скидкой. Большинство фирм позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы по закупочной цене.
Кредиты. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды, ссуды с низким процентом или льготные кредиты на различные цели.
Оплата сотовой связи. Имеет актуальность, когда успех бизнеса в значительной мере определяется своевременным информированием работников об изменениях ситуации.
Страхование здоровья. Некоторые фирмы производят страхование здоровья своих работников.
Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу - работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности, в связи с чем многие крупные предприятия имеют внутренний медицинский штат и внутренние поликлиники.
Корпоративный абонемент на различные цели досуга. Некоторые фирмы обеспечивают своих работников абонементом посещения фитнес-клубов, других учреждений досуга по льготной (корпоративной) цене.
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей.
При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции, производительности труда и высокой прибыли.
Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
В практике работы аппарата управления ООО "Премьер-Тула Плюс" применяются такие экономические методы управления, как:
1) Субсидирование персонала в виде системы горячих обедов за счет фирмы.
2) Частичная оплата сотовой связи.
3) Материальное премирование в виде карточек пополнения счетов мобильных телефонов.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека). Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К социально-психологическим методам управления относятся:
моральное поощрение,
социальное планирование,
убеждение,
внушение,
личный пример,
регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
создание и поддержание морального климата в коллективе.
Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);
сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);
хотеть (они должны быть мотивированы).
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется "пирамидой Маслоу"):
Рис.3. Мотивы поведения по А. Маслоу
Пути удовлетворения потребностей по Маслоу представлены на рисунке:
Рис. 4. Пути удовлетворения потребностей по А. Маслоу
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника
возможностями выполнить работу,