Анализ хозяйственной деятельности предприятия является существенным элементом в оценке финансовой деятельности предприятия и аудита. Практически все участники рынка используют методы анализа хозяйственной деятельности для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, кредиторы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первую группу пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность.
Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего, годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
Методика анализа хозяйственной деятельности состоит из нескольких взаимосвязанных блоков:
1. анализа производственной деятельности предприятия и выпускаемой продукции;
2. анализа влияния различных факторов на прирост товарной продукции;
3. анализа себестоимости продукции;
4. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
5. анализа финансового состояния предприятия.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности).
ЗАО «СНХРС» - ЗАО «СтерлитамакНефтеХимРемСтрой» - предприятие, занявшее свою нишу на рынке услуг г. Стерлитамака. Предприятие реорганизовано в 2003 году. ЗАО «СНХРС» производит строительно-монтажные работы на заводах химической и нефтехимической промышленности, ведет строительство зданий и сооружений (в том числе и под «ключ»), выполняет земляные работы и ведет прокладку подземных/наземных теплотрасс, изготавливает изделия из дерева и металла, реализует строительные растворы (разновидности цементного и песчаного), сдает в аренду технику и производственные площади.
1.1 Анализ выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) и структуре
Для анализа возьмем такие виды работ, как:
А – монтаж металлоконструкций;
Б – реализация раствора;
В – изготовление изделий из дерева и металла.
Таблица 1. Анализ выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) и структуре
Изделия |
План |
Отчет |
Выполнение плана % |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тонны |
Отклонение по структуре, % | ||
тонны |
% |
тонны |
% | ||||
А |
24700 |
43,71 |
23500 |
38,78 |
95,14 |
23500 |
-4,95 |
Б |
14400 |
25,49 |
13200 |
21,78 |
91,67 |
13200 |
-3,71 |
В |
17400 |
30,80 |
23900 |
39,44 |
137,36 |
17400 |
+8,64 |
Итого |
56500 |
100 |
60600 |
100 |
107,26 |
54100 |
- |
Оценку выполнения плана по ассортименту произвели тремя способами:
1) по способу наименьшего процента – 91,67 %;
2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции – 1/3Ч100% = 33,33%;
3) с помощью среднего процента (отношение общего фактического выпуска продукции в пределах плана к общему плановому выпуску продукции) – 54100/56500Ч100% = 95,75%.
Для большей наглядности выполнения плана по ассортименту можно изобразить графически (рис. 1).