К достоинствам директ-костинга можно отнести следующие его характеристики:
1) данные о взаимосвязи "затраты – объем - прибыль", которые нужны для оптимизации затрат и планирования прибыли, всегда можно получить из регулярной внутренней отчетности;
2) прибыль (ее оценка) за определенный период не изменяется под влиянием постоянных накладных расходов при изменении остатков товарно-материальных запасов;
3) подчеркивается влияние постоянных расходов на прибыль, т.к. общая сумма этих затрат за данный период показывается единым (комплексным) блоком в отчете о доходах;
4) показатели разных уровней сумм покрытия обеспечивают соответствующую оценку изделий, территорий реализации, групп покупателей и др.;
5) директ-костинг прекрасно интегрируется со стандарт-костингом и гибким бюджетированием;
6) калькуляция себестоимости по переменным издержкам помогает избежать капитализации постоянных накладных расходов в неликвидных запасах;
7) информация, получаемая в системе директ-костинг, позволяет проводить эффективную ценовую политику, указывая на наиболее выгодные комбинации цены и объема. Устанавливая нижний предел цен, директ-костинг предоставляет возможность использовать демпинг в конкурентной борьбе.
Этот перечень можно продолжить, но, как и у любой другой экономической категории, у директ-костинга имеется и ряд недостатков, о которых тоже нужно заранее знать сотрудникам, работающим с аналитическими инструментами этой системы:
1) присутствуют определенные трудности при выделении постоянных затрат. Особенно сложно приходится с полупеременными затратами, которые меняют свое поведение в зависимости от места возникновения. То есть, вести речь о классификации затрат можно всегда лишь с определенной долей условности;
2) для нужд долгосрочного планирования и других вопросов стратегического управления необходимо параллельно распределять постоянные накладные расходы внесистемным порядком;
3) возможно возникновения разницы между показателями финансового и управленческого (производственного на основе директ-костинга) учета. Что может приводить к недоверию со стороны руководства результатам расчетов управленческого учета. Впрочем, итоговые данные обеих систем должны совпадать, т.к. они отражают одну и ту же деятельность предприятия, просто используя для этого разные принципы;
4) невозможность официального использования в качестве основной системы учета и составления внешней финансовой отчетности, т.к. в большинстве стран мира (и Республика Беларусь тому не исключение) директ-костинг не используют при расчете налога на прибыль. Поэтому директ-костинг, как основа оперативного контроллинга, должен внедряться в качестве дополнения (или параллельной системы) к традиционному учету на отечественных предприятиях.
В любом случае, директ-костинг представляет собой очень гибкую и мощную информационно-аналитическую систему, на которой должно базироваться построение оперативного контроллинга на предприятии. Простота и надежность, высокий уровень аналитичности делают директ-костинг незаменимым инструментом контроллинга и первостепенным поставщиком информации и методик анализа для принятия обоснованных, рациональных управленческих решений. Преимущества директ-костинга значительно превосходят отдельные его недостатки и трудности внедрения, что и позволяет данной системе постепенно получать признание на предприятиях стран СНГ.
Приложение 2
Условный расчет вклада отдельных продуктов в общий финансовый результат
Итого, тыс. руб. |
Процент от реализации, % |
Продукт Альфа, тыс. руб. |
Процент от реализации, % |
Продукт Бета, тыс. руб. |
Процент от реализации, % |
Продукт Гамма, тыс. руб. |
Процент от реализации, % | ||
1 |
Выручка от реализации |
20 000 |
8 000 |
10 000 |
2 000 | ||||
2. |
Переменные затраты | ||||||||
2.1. Производство |
6 000 |
30 |
2 000 |
25 |
3 200 |
32 |
800 |
40 | |
2.2. Сбыт, реклама, продвижение |
2 000 |
10 |
1 000 |
12,5 |
800 |
8 |
200 |
10 | |
СУММА |
8 000 |
40 |
3 000 |
37,5 |
4 000 |
40 |
1 000 |
50 | |
3. |
Сумма покрытия I |
12 000 |
60 |
5 000 |
62,5 |
6 000 |
60 |
1 000 |
50 |
4. |
Постоянные прямые затраты | ||||||||
4.1. Производство |
3 000 |
15 |
1 200 |
15 |
1 400 |
14 |
400 |
20 | |
4.2. Сбыт, реклама, продвижение |
1 000 |
5 |
400 |
5 |
400 |
4 |
200 |
10 | |
СУММА |
4 000 |
20 |
1 600 |
20 |
1 800 |
18 |
600 |
30 | |
5. |
Сумма покрытия II |
8 000 |
40 |
3 400 |
42,5 |
4 200 |
42 |
400 |
20 |
6. |
Постоянные косвенные затраты |
2 000 |
4 000 |
100 | |||||
6.1. Производство |
4 000 |
20 | |||||||
6.2. Сбыт , реклама . продвижение |
1 000 |
5 | |||||||
6.3. Исследования и разработки |
800 |
4 | |||||||
6.4. Управление |
700 |
3,5 | |||||||
СУММА |
6500 |
32,5 | |||||||
7. |
Прибыль |
1500 |
7,5 | ||||||
8. |
Всего реализовано продукции, шт. | ||||||||
9. |
Цена изделия , тыс . руб . |
4 |
2,5 |
20 |