У «идеолога» есть целостное мировоззрение, включающее ответы на все экономические, политические, социальные, религиозные, этические и эстетические вопросы. В каких бы выборах он ни участвовал и, в каком бы качестве (иногда он работает за главного консультанта, иногда пишет программу, иногда он - просто журналист-райтер), он всегда старается протолкнуть свою любимую «идеологию», он всегда служит своим принципам и идеалам, какими бы далекими от жизни и от ситуации они ни были.
«Статский советник», как правило, это человек, занимающий должность шефа «департамента по связям с общественностью» или «департамента информации», или главы «информационно-аналитического отдела» в администрации района, города, области, фирмы, корпорации, холдинга и т. д. Уровень подготовки этого человека, как правило, ниже, чем у вольного политконсультанта. На свободном рынке он не способен конкурировать в силу серости и бездарности.
«Статский советник» понимает, что не он украшает должность, а должность украшает его. Он понимает, что без своего места он ничего не значит, и с тем, что у него есть в голове, его никуда не возьмут. Поэтому главный принцип его существования - это борьба за это место. Это, во-первых, борьба с коллегами внутри администрации и корпорации за «доступ к телу» начальника, а во-вторых, борьба с вольными консультантами и их возможным влиянием.
«Лидер», как правило, возглавляет фирму, агентство, какое-либо СМИ или группу консультантов. Или же является членом этой группы, участвующим во всех переговорах с клиентом. Как правило, это бывший или действующий депутат какого-либо уровня, бывший комсомольский работник, бывший топ-менеджер фирмы или чиновник администрации. Короче говоря, человек с повадками начальника, с лидерской харизмой и навыками топ-менеджера.
Главный принцип отношения к подчиненным - это классическое «награждение непричастных и наказание невиновных». Причем последних всегда больше, чем первых. Всегда кто-то что-то не сделал или не доделал. Поэтому деньги (зарплаты, премии, деньги на проект по смете) всегда идут с задержкой для большинства подчиненных. Платить деньги topless manager не любит больше всего на свете. Тopless manager действует просто: он набирает новичков подешевле и за перспективу выжимает их как лимон, а потом… они сами уходят, а topless manager ищет новых новичков. Те же, кто пройдет через все штрафы и недоплаты, унижения и испытания, становятся «любимчиками». Тopless manager больше всего на свете любит разговоры о «верности», «приверженности фирме», «доверии» и т.п. Под этими терминами он понимает приверженность и верность себе. Он постоянно подозревает среди своих сотрудников шпионов и предателей. А «любимчиков» заставляет «стучать» на других членов команды.
Достоинства «лидера» заключаются в квалифицированном подборе кадров, а также в умении ограждать кандидата от остальных 14 типов консультантов.
«Интриган» все время предлагает схемы коалиций с влиятельными людьми и схемы разрушений коалиций. Если все хорошо, то он намеками даст публике понять, что «ему известно больше, чем всем остальным» и победа - его заслуга. Если все плохо - это из-за воров, предателей, шпионов и «прослушки». А ведь он предупреждал!
«Лохотронщик» занимается продажами посещений различных VIP-мероприятий и связей с различными «звездами».
«Торговец чудесами» рассчитывает на тех, кто очень любит 100%-ной гарантии. И с удовольствием их предоставляет. Он ничем не рискует. Проиграете - он вернет деньги (в лучшем случае), выиграете (благодаря собственным усилиям и усилиям команды) - он оставит деньги себе и запишет победу в свой «актив». В случае победы, он попросит в следующий раз позвонить и порекомендовать другому кандидату-жертве, которого он найдет.
«Работорговец» утверждает, что может гарантированно обеспечить некоторое количество голосов, за счет тех, кто голосует по приказу - за счет воинских частей или СИЗО, милиции или членов какой-либо партии, работающих в МПС или работающих на каком-то заводе, членов какой-либо партии или членов какого-либо движения, объединения, общественной организации или национального меньшинства, проживающего на компактной территории.
«Дельтапланерист», как и «лохотронщик» - человек со связями. Но если первый ловит Вас на тщеславии и говорит о том, что его предложения «эксклюзивны», «только для Вас» и так далее, то «дорогой курьер» использует более широкую палитру чувств. Это может быть тщеславие, желание кому-нибудь отомстить, необходимость разместить какую-то информацию (а в кампании без этого никак).
«Дорогой курьер» говорит о том, что Вы — никто, что с Вами никогда ни одна «звезда» не станет разговаривать. Ни один журналист ничего про Вас не напишет. Ни одна газета не напечатает. Ни один канал не покажет. К счастью, есть он, бывший журналист, знающий всех «звезд эфира» и «рыцарей» пера. Он может лично попросить разместить какой-то материал о Вас или нужной Вам теме (например, компромат) в некоторых СМИ. Естественно, что он рекомендует Вам только те СМИ, где у него есть «знакомые» и где он имеет «откаты». Он «посредничает» между клиентом и фирмой, зарабатывая свою разницу, так называемую «дельту».
Главный принцип «официанта» - «клиент всегда прав», независимо от того, так это на самом деле или нет. Если его клиент сам что-нибудь понимаете в выборах, «официант» - человек полезный. А если нет - ошибки он не исправит, а поможет их совершить.
Основной арсенал «новичка» - это прописные истины из переведенных западных учебников по рекламе, маркетингу и пиару. К месту и не к месту он козыряет почерпнутой оттуда терминологией. Еще одна примета - отношение ко всем коллегам и консультантам как к конкурентам. Если это социологи - то «плохие, так как неправильно делают выборку», если психологи - то «пользуются устаревшими методиками». И вообще - все всё делают не так, как учили в вузе. А значит - неправильно.
«Менеджер - тред-юнионист» - это рабочая лошадка любой кампании. Именно он будет руководить сетью агитаторов, разносчиков, расклейщиков. Общаясь с руководителями кампании, он встает на сторону своих подчиненных и на сторону избирателей. «Слуга - царю, отец - солдатам» - вот самое краткое определение «менеджера - тред-юниониста».
«Общечеловек-тусовщик» - единственный тип, который не принимает никакого участия собственно в выборной кампании. Эти люди - завсегдатаи всех выставок, семинаров, конференций, посвященных выборам, рекламе, пиару. Они живут на гранты, полученные от западных фондов, либо на комиссионные, полученные от сводничества. Гранты даются, как правило, под какую-нибудь «общечеловеческую» проблематику, поэтому главными темами их болтовни и выступлений являются пресловутые проблемы «черных технологий», «честных выборов», «фальсификаций данных голосования», а также обсуждения «кодексов чести» пиарщиков, консультантов, журналистов, рекламщиков. Кроме всего прочего, они издают различные бюллетени, журналы и ведут on-line - проекты.