Уход - стратегия поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного как для себя, так и для соперника.
Приложение
Где:
S1 и S2 - стороны конфликта (субъекты конфликта).П - предмет конфликта.
ОК1 и ОК2 - образы предмета конфликта (конфликтной ситуации).
М1 и М2 – мотивы конфликта.Р1 и Р2 – позиции конфликтующих сторон.
Рисунок 1.1. Структура конфликта
Таблица 1. 1
Классификация конфликтов
Основание классификации |
Виды конфликтов |
Общая характеристика |
Сферы проявления причин конфликта |
а) экономические |
В основе лежат экономические противоречия |
б) идеологические |
В основе лежат противоречия во взглядах | |
в) социально-бытовые |
В основе лежат противоречия социальной сферы | |
г) семейно-бытовые |
В основе лежат противоречия семейных отношений | |
Степень длительности и напряженности конфликта |
а) бурные быстротекущие конфликты |
Возникают на основе индивидуально-психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих |
б) острые длительные конфликты |
Возникают при наличии глубоких противоречий | |
в) слабовыраженные и вялотекущие конфликты |
Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон | |
г) слабовыраженные и быстротекущие |
Связанные с поверхностными причинами, носят эпизодический характер | |
Субъекты конфликтного взаимодействия |
а) внутриличностные конфликты |
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности |
б) межличностные конфликты |
Субъектами конфликта выступают две личности | |
в) конфликты «личность – группа» |
Субъектами конфликта с одной стороны выступает личность, а с другой – группа (микрогруппа) | |
г) межгрупповые конфликты |
Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы | |
Социальные последствия |
а) конструктивные конфликты |
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Они способствуют развитию организации или другой социальной системы. |
б) деструктивные конфликты |
В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы. | |
Предмет конфликта |
а) реалистичные (предметные) конфликты |
Имеют четкий предмет |
б) нереалистичные (беспредметные) конфликты |
Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Рисунок 1.2. Причины конфликтов
Таблица 1. 2
Классификация причин конфликта по Р. Дарендорфу
Причина |
Содержание |
1 |
2 |
Персональные причины («личностные трения») |
Индивидуальные черты, симпатии и антипатии, психологическую и мировоззренческую несовместимость, различия в образовании и жизненном опыте и т.п. |
Структурные причины |
Несовершенство: коммуникационной структуры (отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за несовершенства или расстройства коммуникаций и т.п.); организационной структуры: (разбалансированность рабочих мест, рассогласованность связей между рабочими местами, противоречивость должностных инструкции, отсутствие эффективного контроля и ответственности, противоречивые устремления формальных и неформальных групп в организации, распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство и борьбу за него и т.п.). технической структуры: (неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.). |
Изменение организации, и прежде всего техническое развитие |
Изменение организационно-штатной структуры. Инновационные изменения, ведущие к сокращению рабочих мест, интенсификации труда, повышению квалификационных и иных требований. |
Условия и характер труда |
Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием труда и т.п. |
Распределительные отношения |
Нарушение принципа социальной справедливости в оплате труда, выделении премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. как показателя социального престижа и признания со стороны руководства. |
Различия в идентификации |
Склонность работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. |
Стремление организации к расширению и повышению своей значимости |
Заинтересованность каждого подразделения, и прежде всего реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. |
Различие исходных позиций |
Различный уровень образования, квалификации, ценностей персонала, неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения подразделений и рабочих мест и т.п. |