Характер – подструктура личности в широком смысле слова. Его можно определить как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Характер влияет на выбор целостных поведенческих актов с опорой на их содержательную сторону. Характер связан с личностью в узком смысле, но неоднозначно: у высокой личности может быть плохой характер, и наоборот.
В качестве критерия для объединения различных черт характера в группы используются те сферы деятельности, в отношении к которым эти черты проявляются. А.Ф. Лазурский выделил 15 таких групп. Назовем некоторые из них:
1. отношение к вещам;
2. отношение к природе и животным;
3. отношение к отдельным людям;
4. отношение к социальной группе;
5. отношение к противоположному полу;
6. отношение к собственности;
7. отношение к себе;
8. отношение к семье, государству, труду, нравственности.
Для эффективного управления поведением менеджеры должны различать типы индивидуальности. Индивидуальность – набор определенных характерных черт, которые относительно устойчивы во времени.
Исследователями была разработана модель индивидуальности «большая пятерка», которая состоит из пяти основных характерных черт:
1. экстраверсия (положительные эмоции, общительность, теплота в отношениях) – показывает, насколько человек способен испытывать положительные эмоции (его непредрасположенность к депрессиям). Экстраверты с большой вероятностью будут: испытывать удовлетворение от работы; положительно относиться как к организации, так и к занимаемой ими должности; проявлять общительность ко всем, кто связан с организацией (клиентами, поставщиками, партнерами);
2. нервозность (беспокойство, замкнутость, уязвимость) - противоположность экстраверсии. Свидетельствует, насколько люди склонны к конфликтам, постоянной раздражительности и недовольству. Они отрицательно относятся к организации, ко всем окружающим и всегда видят только негатив. Данной чертой обладает каждый человек, но только в большей или меньшей степени. Люди с невысоким показателем нервозности будут даже полезны организации благодаря своему критическому мышлению. Люди с высоким показателем всегда очень резки и слишком критичны, их нрав неустойчив, часто испытывает сильные отрицательные эмоции;
3. уживчивость (доверие, мягкость и прямодушие) – показывает, насколько легко человек может «сходиться» с другими. Для тех, у кого данный показатель высок, всегда характерны теплые отношения со всеми окружающими. А у кого низкий показатель – более характерны постоянные ссоры и недовольство другими. Они чаще идут на конфликт, проявляют недоверие и грубость;
4. добросовестность (компетенция, порядок, трудолюбие и организованность) – характеризует, насколько человек тщательно, аккуратно, скрупулезно и настойчиво относится к своей работе. Высокий показатель говорит о хорошей дисциплинированности и организованности. Низкий, наоборот, свидетельствует о нестабильности, отсутствии самодисциплины;
5. открытость к познанию – насколько человек оригинален в своих суждениях. Чем выше показатель, тем больше у человека свежих интересных идей, тем скорее он готов пойти на риск. Люди с низким показателем осторожны и нерешительны. Для них более свойственна рутинная и неинтересная работа, чем для людей с инновационным мышлением.
Указанная модель универсальна для людей всех возрастов, национальностей, обоих полов, религий. Для каждого индивида можно нарисовать, профиль модели «большая пятерка».
Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации:
1. «преданный и дисциплинированный член организации», характеризуется следующими чертами:
· полностью принимает ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне старается вести себя в соответствии с ними;
· старается способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;
2. «приспособленец», для которого характерны:
· неприятие ценностей организации;
· внешнее поведение, отражающее следование принятым в организации нормам и формам поведения;
· достижение состояния внутреннего комфорта при необходимости руководить или подчиняться;
· вероятность совершения действий, противоречащим интересам организации;
3. «Оригинал», характеризующийся тем, что:
· он приемлет ценности организации, но не приемлет установленных норм поведения;
· часто испытывает трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;
· нуждается в предоставлении свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации;
4. «бунтарь», которого отличают:
· неприятие ни ценностей организации, ни норм поведения;
· постоянное противоречие с окружающими и инициация конфликтных ситуаций;
· обусловленность такого рода поведения отсутствием соответствующих навыков и привычек, а также непониманием важности норм и ценностей поведения в организации.
Существуют следующие формы поведения:
1. целевое, которое подразделяется:
· на функциональное (это цели связанные с функциями)
· экономическое (определяется стремлением человека к достижению определенного уровня благосостояния). Экономическая форма делится в свою очередь на три формулы поведения: 1) максимум доходов ценой максимума усилий; 2) минимум доходов при минимуме усилий; 3) максимум доходов при минимуме усилий;
2. стратификационное, основанное на стремлении личности изменить свой статус;
3. инновационное – для людей, которые проявляют творческое отношение к работе и пользуются своей изобретательностью в решении задач;
4. адаптационно-приспособительное, нацеленное на устранение конфликтов, ссор и стрессов в коллективе;
5. церемониально-приспособительное, связанное с необходимостью поддержания устойчивости структуры организации, ее традиций, обычаев и т.д.
Процесс социализации работника включает в себя следующие моменты:
· изменение установок, ценностей и форм поведения;
· адаптация к организационной среде, новым должностным обязанностям и рабочему коллективу;
· взаимное влияние сотрудников и руководителей.
Для того чтобы эффективно работать, человеку требуется определенный стимул. Хороший руководитель обязан знать, каким образом можно стимулировать того или иного подчиненного.
К методам стимулирующего поведения относятся:
1. мотивация – 1) стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. 2) долговременное воздействие на работника в целях изменения его ценностных ориентаций и интересов, развитие трудового потенциала.
2. коммуникативная компетентность. Чтобы создать работнику необходимую среду, в которой он сможет наиболее эффективно использовать свой потенциал, менеджер должен максимально информировать своего подчиненного о его перспективах развития и требованиях, предъявляемых к нему.