Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т. д. - это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа.
В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.
Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп.
Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеологической жизни общества. Их роль проявляется в основном в следующем:
1. В организациях происходит включение большинства членов общества в совместную социально значимую деятельность.
2. В организациях человек получает возможность работать на современных средствах производства, например на сложных станках с числовым программным управлением.
3. В процессе овладения специальностью, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков формируется субъект общественно значимой деятельности.
4. В процессе общения в организации происходит формирование целей и ценностей личности, направленных на удовлетворение потребностей общества.
5. В процессе совместной трудовой деятельности создаются условия для развития творческой активности личности.
6. Социально организованная деятельность предполагает возможность коллективного обсуждения и совместного решения вопросов деятельности предприятия, оценки работы должностных лиц, использования гласности, информированности, контроля за их деятельностью.
В социальной психологии при изучении организаций применяется структурно-функциональный анализ. Под структурой организации понимается относительно постоянная система взаимосвязей работников и их связей в целом.
МКЦ "Мегатавр" был создан в целях осуществления: маркетинговых исследований и консультаций; разработки и проведения комплексных рекламных кампаний (реклама в средствах массовой информации, наружная реклама и другие рекламные мероприятия и акции); поиска на Хабаровском рекламном рынке новых возможностей для удовлетворения спроса рекламодателей и получения прибыли его Участником.
ООО "МКЦ "Мегатавр" в виде рекламного агентства полного цикла было образовано в 1997 года. Через год, рекламное агентство было реорганизовано в маркетинговый центр, завершена регистрация торговой марки и торгового знака "Мегатавр".
В 2002 году была учреждена компания ООО "Мегатавр Трэйд".
В соответствие с Уставом область деятельности ООО "МКЦ "Мегатавр" чрезвычайно широка. На настоящий момент основными направлениями деятельности ООО "Мегатавр" являются:
- широкий спектр маркетинговых исследований: от оценки эффективности рекламной компании до исследования потребительских предпочтений;
- разработку и проведение комплексных рекламных кампаний и рекламных акций;
- разработку и проведение акций по стимулированию продаж;
- организацию и проведение презентаций;
- консалтинг в области маркетинга и управления.
В компании существует четыре отдела.
1. Отдел маркетинговых исследований.
2. Отдел стратегического планирования и консалтинга.
3. Отдел BTL (below the line) и PR (Public Relations).
4. Отдел продаж.
Основным показателем эффективности деятельности организации является рентабельность. Показатели рентабельности сведены в таблицу 2.
Таблица 2 Динамика показателей рентабельности ООО "Мегатавр"
Показатели |
Значение показателя |
Отклонение | |||
2003 |
2004 |
2005 |
2004 |
2005 | |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
132 819 |
182 785 |
1 144 189 |
49 966 |
961 404 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
4 407 980 |
5 928 890 |
8 779 402 |
1 520 910 |
2 850 512 |
Выручка от реализации |
5 331 534 |
6 846 740 |
8 938 445 |
1 515 206 |
2 091 705 |
Рентабельность производственной деятельности, % |
3,0 |
3,1 |
13,0 |
0,1 |
9,9 |
Рентабельность продаж, % |
2,5 |
2,7 |
12,8 |
0,2 |
10,1 |
Численность работников предприятия составила: в 2003 году – 219 человек, в 2004 – 244, в 2005 – 305 человек. Динамика численности персонала ООО "Мегатавр" представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика численности ООО "Мегатавр" в 2003 – 2005 гг.
На предприятии наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу:
- объявления в газетах;
- техникумы, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения;
- службы по трудоустройству, частные агентства по найму;
- объявления по радио и телевидению.
Из общей численности 50,9% имеют высшее и среднее профессиональное образование (в 2004 году данный показатель составлял 48,7%), 41,7% - работники в возрасте до 40 лет.
Средний возраст работников Общества составляет 40 лет. Возрастной состав работников ООО "Мегатавр" представлен на рис. 2
Рис. 2. Возрастной состав работников ООО "Мегатавр"
Стаж работы на данном предприятии составляет в среднем – 5 лет. Структура работников в зависимости от стажа работы представлена на рис. 3.