Введение
Организационное поведение - это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Основные ценности, характеризующие этот подход, включают: акцент на установлении причинно-следственных связей; обязательство изменяться; гуманистический подход к человеку; забота об организационной эффективности; стремление полагаться на эмпирические исследования и научный метод.
Поведение в организации - изучение личностей и групп внутри организационных образований. Организационное поведение включает в себя множество научных дисциплин (таких, как психология, социология, антропология культуры - происхождение и эволюция культуры) и использует следующие подходы:
1) поведение рассмотрено как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровнях;
2) организационное поведение использует принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин;
3) люди и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства и цели представляют наибольший интерес в организациях;
4) организационное поведение ориентированное на исполнение;
5) внешний мир рассматривается со стороны его воздействия на поведение организации;
6) так как к исследованиям организационного поведения применен строго научный метод, то и разработанные руководящие указания имеют научную основу;
7) область изучения организационного поведения имеет ярко выраженную ориентацию на практику.
Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:
- свобода и открытость информационного обмена;
- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
Люди - составные части всех организаций. Эффективность любой организации сильно зависит от человеческого поведения. А каждая личность индивидуальна: со своими понятиями, черты характера, жизненный опыт, разные способности, убеждения и уровни честолюбия.
Поведение человека в любой ситуации включает в себя взаимодействие его личных характеристик и характеристик ситуации. Определить все факторы трудно из-за сложности и большого расхода времени. Для определения наиболее важных факторов, влияющих на поведение в организации, использован ситуационный подход.
В социологии и социальной психологии понятие «организация» тесно связано с понятием «группа». Группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В самом широком плане социальная группа - это общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определенного признака. В зависимости от такого признака возможны минимум три классификации социальных групп.
В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т. е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:
1) малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;
2) средняя группа - относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии;
3) большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
В табл. 1 представлены основные различия между малыми, средними и большими группами.
Таблица 1Основные различия между группами
Признак |
Малая группа |
Средняя группа |
Большая группа |
Численность |
Десятки человек |
Сотни человек |
Тысячи и миллионы человек |
Контакт |
Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне |
Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов |
Отсутствие контакта |
Членство |
Реальное поведенческое |
Функциональное |
Условное социально-структурное |
Структура |
Развитая внутренняя неформальная |
Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) |
Отсутствие внутренней структуры |
Связи в процессе труда |
Непосредственные трудовые |
Трудовые, опосредованные официальной структурой организации |
Трудовые, опосредованные социальной структурой общества |
Примеры: |
Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры |
Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы |
Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия |
Вторая классификация связана с таким критерием, как время существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы.
Малые, средние и большие группы могут быть "как кратковременными, так и долговременными. Малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременной - люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной - люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.
Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа - это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр.
Первичная группа - всегда малая формальная группа. Вторичная группа - это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным), поскольку состоит из более мелких структурных подразделений - цехов, отделов. Вторичная группа - практически всегда средняя группа.