Исходными материалами для составления этого раздела плана являются контрольные цифры и задания вышестоящих организаций по внедрению и освоению новых видов продукции; научно-технические прогнозы по основным направлениям развития предприятия, результаты законченных НИОКР, патенты, лицензии, изобретения, заявки потребителей на создание новых видов продукции.
Этот раздел плана комплексный, он состоит из ряда подразделов:
1) Проектирование, освоение новой и повышение качества изготавливаемой продукции является важнейшим направлением деятельности предприятия, имеющим своей целью обеспечение допустимых темпов научно-технического прогресса и повышение качества выпускаемой продукции.
Мероприятия этого раздела группируются по следующим направлениям:
а) создание новых видов продукции;
б) освоение выпуска вновь созданных видов продукции;
в) организация выпуска ранее освоенных изделий на дочерних предприятиях;
г) модернизация выпуска продукции;
д) повышение качества изготавливаемой продукции;
е) внедрение новых прогрессивных стандартов и ТУ на продукцию и снятие с производства устаревшей продукции.
Для каждого из этих мероприятий предварительно разрабатывается календарно-оперативный план (график) выполнения работ, составляется смета затрат и определяется экономический эффект от внедрения.
Включаемые в план мероприятия анализируются под углом зрения их влияния на многие показатели как технические (производительность, мощность и т.д.), унификационные (коэффициент стандартизации, преемственности и др.), эстетические (внешние формы, удобство управления и др.), технологические (материалоемкость, коэффициент использования материалов) и экономические (себестоимость, трудоемкость и др.).
Повышение качества выпускаемой продукции ведет к увеличению прибыли предприятия и к производительности труда и определяется по формулам:
где m – номенклатура новой и повышенного качества продукции, запланированной к выпуску в планируемом году;
- оптовая цена на продукцию в плановом и заменяемую в отчетном (базисном) году, руб.;
- полная себестоимость единицы вновь вводимой и заменяемой продукции, руб.;
- объем производства i-го вида вновь планируемой и заменяемой продукции в базисном году, шт.
где - объем производства продукции в планируемом и базисном периоде, тыс.руб.;
- затраты труда на 1 000 руб. i-го вида продукции в базисном периоде, норм-ч, чел-ч.
2) Планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) включает намеченные к выполнению работы по НИОКР, проводимые как самим предприятием, так и другими организациями по договорам. В плане указывается содержание работ, цель и место внедрения, сроки разработки и внедрения, затраты на разработку и ожидаемый экономический эффект.
3) Планирование внедрения прогрессивной технологии механизации и автоматизации производства тесно связано, как правило, с выполнением мероприятий технического характера и составляется по трем направлениям: прогрессивная технология, комплексная механизация, автоматизация производства.
4) Планирование мероприятий по совершенствованию управления, систем планирования и организации производства включает важнейшие работы, направленные на специализацию производственных подразделений, механизацию и автоматизацию управления производства, совершенствование организации подготовки производства и материального обеспечения, форм и методов внутризаводского хозрасчета.
5) План по научной организации труда (НОТ) охватывает все стадии производства от рабочего места до предприятия в целом.
Мероприятия в плане группируются по следующим основным направлениям: организацию рабочих мест, обслуживание рабочих мест, разделение труда, передовые методы и приемы труда, нормирование и оплата труда, материальное и моральное стимулирование, режимы и условия труда, повышение квалификации трудящихся.
7) План модернизации и замены устаревшего оборудования, оснастки и инструмента.
Предусматривает все виды оборудования, подлежащие модернизации или замене, место внедрения, исполнителей, сроки внедрения, сметную стоимость, источники финансирования, а также эффективность мероприятий.
8) План капитального ремонта основных фондов содержит мероприятия по капитальному ремонту зданий и сооружений производственного назначения, рабочих машин и оборудования, силовых машин, транспортных средств, жилых зданий, зданий детских садов, культурно-бытовых зданий.
9) План использования производственных фондов содержит данные о стоимости основных и оборотных средств предприятия, об использовании основных и оборотных фондов (фондоотдача), оборотных средств и производственных фондов в целом.
10) Завершающим этапом планирования технико-экономического развития и совершенствования организации производства является план технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции, который характеризуется следующими обобщающими показателями, такими как:
- продукция, технико-экономические показатели которой превосходят или соответствуют высшим достижениям отечественной или зарубежной науки и техники (высшая категория) – количество видов и наименований к общему числу наименований;
- объем производства этой продукции – тыс.руб., процент к общему объему товарной продукции;
- продукция, технико-экономический показатель которой не соответствует временным требованиям, которая морально устарела и подлежит снятию с производства или модернизации;
- объем производства этой продукции – тыс.руб., процент к общему объему товарной продукции;
- устаревшая продукция, снимаемая с производства;
- продукция, осваиваемая производством в России;
- снижение себестоимости товарной продукции и рост производительности труда за счет повышения технического уровня производства.
Эффективность мероприятий по развитию техники и организации производства выражается в экономии приведенных затрат и рассчитывается по общепринятой методике определения эффективности капиталовложений. Все мероприятия по характеру создаваемого эффекта в производстве могут быть разделены на группы, для которых экономический эффект может быть рассчитан в стоимостной форме, не может быть непосредственно рассчитан в стоимостной форме (например, мероприятия по технике безопасности) и экономический эффект проявляется в процессе эксплуатации у потребителя[9].
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.