Рассмотрим планирование потребности в основных механизмах. Планирование списочного состава машин и технико-экономических показателей их использования ведется в следующей последовательности.
1. Определяем сменную норму выработки НВЫР(по ЕНиРу). Для МАЗ-509 сменную норму выработки мы определили в предыдущем разделе равной 16 м3.
2. Находим плановую сменную выработку НВЫР.ПЛ., для этого сменную норму выработки умножаем на коэффициент перевыполнения плана.
НВЫР.ПЛ. = НВЫР. * КПЕР.
3. Определяем потребность в машиносменах для основных работ – путем деления запланированного объема работ (тыс. м3) на плановую сменную норму выработки:
годовой объем производства (тыс. м3)
НВЫР.ПЛ. (м3/смену)
4. Определяем потребность в машиносменах на подготовительных и прочих вспомогательных работах (в% к числу машино-смен на основных работах).
5. Определяется количество машнино-дней в работе делением общей потребности в машиносменах на коэффициент сменности, установленный для данной операции режимом работы предприятия:
число машиносмен (п. 3 + п. 4)
коэффициент сменности
6. Определяется потребность в работающих машинах данной марки:
число машинодней в работе (п. 5)
число дней работы машин в год
7. Определяется количество резервных машин (по нормативам): на 6 автомобилей – 1 машина, на 4 трактора – 1, на 1 бензопилу – 1).
8. Определяется списочное количество машин:
кол-во исправных машин (п. 6 + п. 7)
коэффициент технической готовности (КТГ)
9. Определяем обобщающие показатели использования машин:
а) Годовая выработка на списочную машину:
запланированный объем работ (тыс. м3)
списочное кол-во машин (п. 8)
б) Коэффициент календарного использования парка машин (ККАЛ.):
машинодней в работе (п. 5)
машинодней в хозяйстве
машино-дни в хозяйстве = списочное кол-во машин * 365 дн.
10. Для лесовозного транспорта дополнительно определяется:
а) Годовой пробег парка машин (L):
L=2lср * Q/q* Ко,
где
Q – плановый объем работ (тыс. м3);
q – рейсовая нагрузка (м3);
К0 – коэффициент нулевого пробега (1,05).
1. Сучкорезная машина ЛП-30
1. НВЫР. = 83 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 83 * 1,1 = 91.3 м3
3. 160000 /91.3 = 1752 машиносмен
4. Потребности в машиносменах на подготовительных и вспомогательных работах для данного механизма нет.
5. (1752 + 0) /1,2 = 1460 машинодней в работе
6. 1460 /276 = 5 раб. машин
7. 5 /4 = 2 резервные машины
8. (5 + 2) /0,85 = 8 машин
9. а) 160000/8 =20000 м3
б) 1460 /8 * 365 = 0,50
2. Трелевочный трактор ТБ-1
1. НВЫР. =51 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 51х1,1 = 56 м3
3. 160000/56= 2852 машиносмен
4. 2852 * 0,08 = 229 машиносмен
5. (2852 + 229) /1 = 3080 машинодней
6.3080 / 276 =11 машины
7. 11/4 = 3 машины
8. (11 + 3) /0,88 = 16 машины
9. а) 160000 /16 = 10000 м3
б) 3080 /16 * 365 = 0,52
3. Челюстной погрузчик ПЛ-1
1. НВЫР. = 174 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 174х1,1 = 191м3
3. 160000 /191= 835 машиносмен
4. 835 * 0,02 = 18 машиносмены
5. (835 + 18) /1,3 = 655 машинодней
6. 655 /276 = 3 машин
7. 3/4 = 1 машины
8. (3 + 1) /0,86 = 5 машин
9. а) 160000/5 = 32000м3
б) 655 / 5* 365 = 0,05
4. Автомобиль лесовозный МАЗ-509
1. НВЫР. = 19,20 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 19,20 * 1,1 =21,12 м3
3. 160000/21,12 = 7575 машиносмен
4. 7575 * 0,09 = 681 машиносмен
5. (7575 + 681)/2,4 = 3440 машинодней
6. 3440 / 276 = 13 машины
7. 13/6 = 2 машин
8. (13 +2) / 0,91 = 17 машины
9. а) 160000/17 = 9411м3
б) 3440 /17* 365 = 0,05
10. а) L= 2 * 30 * (160000/15) * 1,05 = 67195 км
б) Q= 30 * 160000 * 0,8 = 3840 000 м3/км
5. Раскряжевочная установка ЛО-15С
1. НВЫР. = 79,69/НВР.
НВР. = 0,163 * 0,8 + 0,237 * 0,2 = 0,177 чел. ч
НВЫР. = (7 / 0,177) * 2 = 79,09 м3
2. НВЫР.ПЛ. =79,09 * 1,1 = 86,89 м3
3. 160000 /86,89 = 1841 машиносмены
4. Потребности в машиносменах на подготовительных и вспомогательных работах для данного механизма нет.
5. (1841 + 0) /2,7 = 861,8 машинодней
6. 861,8 / 276 = 4 машин
7. –
8. 4 /0,776 = 5 машин
9. а) 160000/5 = 32000 м3
б) 861,8 /5 * 365 = 0,47
Таблица 5. Планирование списочного количества машин и технико-экономических показателей их использования на год
Показатели |
Единица Измерения |
Наименование машин | ||||
ТБ-1 |
ЛП-30 |
ПЛ-1 |
ЛО-15С |
МАЗ-509 | ||
1. Объем работы |
тыс. м3 |
160 |
160 |
160 |
160 |
410 |
2. Среднее расстояние вывозки |
Км |
- |
- |
- |
- |
30 |
3. Нагрузка на рейс |
м3 |
- |
- |
- |
- |
15 |
4. Норма выработки на машино-смену |
м3 |
51 |
83 |
174 |
79,09 |
19,20 |
5. Коэффициент перевыполнения норм |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 | |
6. Плановая производительность на машино-смену |
м3 |
56 |
91,3 |
191 |
86,89 |
21,12 |
7. Отработанно машино-смен на основных работах |
маш.-см |
2852 |
1752 |
835 |
1841 |
7575 |
8. Отработанно машино-смен на прочих работах |
маш.-см |
229 |
- |
18 |
- |
681 |
9. Отработанно машино-смен всего |
маш.-см |
3081 |
1752 |
853 |
1841 |
8256 |
10. Коэффициент сменности |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
2,7 |
2,4 | |
11. Количество машино-дней в работе |
маш.-дни |
3080 |
1466 |
655 |
861,8 |
3440 |
12. Эффективный фонд времени |
Дни |
276 |
276 |
276 |
276 |
276 |
13. Количество работающих машин |
шт. |
11 |
5 |
3 |
4 |
13 |
14. Количество резервных машин |
шт. |
3 |
2 |
1 |
- |
2 |
15. Количество исправных машин |
шт. |
16 |
8 |
5 |
5 |
17 |
16. Коэффициент технической готовности |
0,88 |
0,85 |
0,86 |
0,776 |
084 | |
17. Списочное количество машин |
шт. |
16 |
8 |
5 |
5 |
53 |
18. Годовая выработка на 1 списочную машину |
м3 |
10000 |
20000 |
32000 |
32000 |
9411 |
19. Коэффициент использования парка машин |
0,52 |
0,50 |
0,05 |
0,47 |
0,54 | |
20. Грузовая работа |
тыс. т-км |
- |
- |
- |
- |
3840000 |
21. Годовой пробег парка машин |
тыс. км |
- |
- |
- |
- |
67195 |